РОССИЯ : Опыт российского миротворчества - уроки и просчеты

Подписаться на
НовостиTelegram
В июне нынешнего года исполняется сразу две даты, напрямую связанные с проведением Россией миротворческих операций в зонах межнационального конфликта.

В июне нынешнего года исполняется сразу две даты, напрямую связанные с проведением Россией миротворческих операций в зонах межнационального конфликта.

Это десять лет введения миротворческих подразделений России в  Абхазию, на линию разъединения грузинских и абхазских войск по реке Ингури (21 июня), и пять лет знаменитому «приштинскому броску» десантников, которые, совершив семисоткилометровый марш из Боснии и Герцеговины через всю Сербию в Косово, без согласования с войсками НАТО заняли Приштинский аэродром Слатина и обеспечили таким образом ввод российских миротворцев в Косовский край и Метохию. Это случилось 12 июня.

Впрочем, этими двумя примерами, конечно же, опыт применения миротворческих сил России не исчерпывается. Российские «голубые каски» - так из-за цвета защитных головных уборов называют миротворцев любой страны, действующих в зоне вооруженного конфликта под эгидой ООН - побывали не только в бывшей Югославии (выведены из Боснии и Герцеговины, а также Косово в 2003 году) и Абхазии (там находятся 1600 человек и полторы сотни единиц бронированной техники).

Остаются они в Приднестровье (около 500 человек и 50 единиц боевых машин) и в Южной Осетии (аналогичное количество военнослужащих и боевой техники). Да и 201-я мотострелковая дивизия в Таджикистане (6 тысяч военнослужащих и 500 единиц боевой техники) до недавнего времени тоже выполняла там миротворческие функции. Они прекращены после окончания межэтнического конфликта в этой стране и принятия решения руководителей России и Таджикистана о создании на базе дивизии российской военной базы.

Но, кроме миротворцев, военнослужащие России принимают участие в работе военных наблюдателей ООН, которые сегодня находятся в самых разных «горячих точках» мира – от Ближнего и Среднего Востока (Иордания и Кувейт) до Юго-Восточной Азии (Восточный Тимор) и Африки (граница Эфиопии и Эритреи, Сьерра-Леоне и Западная Сахара).

В Подмосковье, на курсах повышения квалификации командного состава российской армии «Выстрел», созданы курсы для подготовки военных наблюдателей ООН, где учатся не только российские, но и иностранные офицеры. Через «горнило» этих курсов уже прошло около 200 офицеров самых разных стран, а в миротворческих операциях России за рубежом приняли участие более пятидесяти тысяч военнослужащих, как офицеров, так и контрактников.

В «голубых касках», и это необходимо подчеркнуть особо, принимали участие и участвуют сегодня не призывники - солдаты и сержанты срочной службы, а исключительно контрактники. Их опыт и стал основой для выработки концепции перехода российской армии на смешанный (контрактники плюс призывники) принцип комплектования вооруженных сил.

И еще на одной детали отечественного миротворческого опыта необходимо акцентировать внимание: Россия никогда не принимала участие в операциях по принуждению к миру (пример - операция НАТО против Югославии в 1999 году), но не отказывается от участия в операциях по поддержанию мира. Тем более если они проходят в зонах ее национальных интересов – например, в странах СНГ.

Операции по принуждению к миру и по поддержанию мира разнятся в главном – в одном случае миротворцы вводятся в конфликтную зону вопреки желанию враждующих сторон и заставляют прекратить кровопролитие. При этом на такую операцию требуется решение Совета Безопасности ООН. В другом случае миротворцы вводятся в зону разъединения конфликтующих по просьбе обеих сторон и с их согласия. Если одна из сторон против присутствия «голубых касок» (пример - Нагорный Карабах), такая операция не проводится.

Во всех случаях проведения операций по поддержанию мира Россия действовала по просьбе и с согласия обеих сторон конфликта и по решению Совета Безопасности ООН. Так были и в Приднестровье, и в Южной Осетии, и в Абхазии, и в Таджикистане. Кроме того, правовой статус российских «голубых касок» поддерживается в «горячих точках» в том числе и решением глав государств СНГ.

Действия российских миротворцев, а это вынуждены признать даже те силы, которые в той или иной стране пытаются спекулировать на их присутствии в регионе, являются гарантией сохранения мира. Пример: десять лет нет кровопролития на абхазской земле, в Южной Осетии, в Приднестровье.

На алтарь мира в этих регионах Россия положила почти двести жизней своих сыновей, около 500 солдат и офицеров были ранены в «горячих точках» на просторах СНГ. Но жертвы были не напрасны.

На берегах Днестра вообще сложилась уникальная ситуация – участники бывшего конфликта, Кишинев и Тирасполь при содействии Кремля были готовы в конце прошлого, 2003 года подписать уникальное соглашение – демилитаризовать регион, распустить свои вооруженные силы, оставив в качестве гаранта мира и спокойствия только небольшое количество российских миротворцев и начать процесс политического сближения.

Помешала неконструктивная позиция руководства ОБСЕ и НАТО, которому почему-то решение одного из самых застарелых конфликтов на постсоветском пространстве показалось преждевременным. Соглашение было сорвано буквально накануне его подписания, после звонков президенту Молдавии из штаб-квартир упомянутых НАТО и ОБСЕ.

И думается, это был очень серьезный просчет европейской и североатлантической бюрократии. Потому что создать тупик, заблокировать подписание мирного соглашения, сохранить этим неопределенную, подвешенную ситуацию и не дать ничего взамен – это верный способ потерять друзей и не приобрести новых.

Сегодня вокруг присутствия российских «голубых касок» в Абхазии и, особенно, в Южной Осетии опять кипят страсти. То один, то другой деятель нового правительства Грузии говорит о том, что поставит вопрос о выводе российских миротворцев из этих "горячих точек".

Тем не менее, никто из руководителей ни Грузии, ни Абхазии, ни Южной Осетии не ставит вопрос об их выводе из зоны конфликта официально. А все разговоры о том, что туда необходимо ввести дополнительные силы из стран СНГ или других государств мира, заканчиваются ничем. Дело в том, что о введении воинских контингентов Украины, Армении и Казахстана в зону грузино-абхазского конфликта главы государств СНГ принимали решение еще в 1994 году. Тем не менее ни одна из названных стран, кроме России, этого не сделала.

Не только потому, что миротворчество требует достаточно больших расходов (а на пространстве СНГ за «голубые каски» платит их собственное правительство), но и потому, что Сухуми не хочет видеть на своей земле никаких других войск, кроме русских, грозя не допустить кого-либо еще на свою территорию. А, как сказано выше, без согласия обеих враждующих сторон миротворчества, согласно Уставу ООН, не бывает.

И с этим обстоятельством все вынуждены считаться.

Одно лишь присутствие миротворческих войск в зонах межнациональных конфликтов не может решить проблем «враждующих регионов». Военные меры должны дополняться экономическими, решением социальных проблем местного населения, восстановлением нормальной жизни в зоне разъединения сторон, всесторонней помощью в возвращении беженцев, активной работой как местных руководителей, так и международных организаций. В том числе и ООН, ОБСЕ, различных комиссий ПАСЕ… И это один из главных уроков миротворчества.

Из-за отсутствия такого взаимодействия и, более того, нежелания чиновников ООН, ОБСЕ и НАТО защищать сербское населения Косовского края Россия вынуждена была вывести свой воинский контингент из бывшей Югославии. Ее «приштинский бросок» оказался, в конце концов, бесполезным.

Это сейчас, после погромов зимы-начала весны этого года, включая поджоги и разрушение старинных церквей, все мировые СМИ обошли факты, показавшие, что явные предпочтения албанцам, если не попустительство им, были по меньшей мере ошибкой. Но российские миротворцы и раньше слали сигналы о том, что происходит в крае – и не получали ответа.

В итоге Москва решила, что не может себе больше позволить, чтобы и под ее флагом албанцы оставались бы безнаказанными. И этим вернула часть доверия сербов, без которого трудно надеяться на решение каких-либо балканских проблем.

Там, где российские «голубые каски» продолжают нести свою службу, ситуация сегодня более стабильная. Но и она может взорваться, как спящий вулкан, если ее не укрепить политическими и экономическими мерами, переговорным процессом. Однако решать эти проблемы одна Россия не в состоянии. И это тоже урок тем, кто реально хочет мира в «горячих точках» СНГ. –0-

Лента новостей
0