Законопроект «О правилах регулирования государственного управления в сфере транспорта и коммуникаций», приводящий в соответствие с Конституцией Грузии плату за регулирование, взымаемую администрацией гражданской авиации (регулирующим органом, не финансируемым из госбюджета), планируется рассмотреть в третьем чтении на внеочередной пленарной сессии парламента 24-25 июня. Об этом "Новости-Грузия" сообщили в парламенте страны.
Законопроект разработан на основе рекомендаций Конституционного суда Грузии от 26 марта 2004 года, который (по итогам рассмотрения иска компании «Айр-Зена – Грузинские авиалинии») постановил, что плата за регулирование, взымаемая администрацией гражданской авиации, не оговорена должным образом грузинским законодательством и противоречит Конституции Грузии.
Согласно законопроекту, плата за регулирование является для администрации гражданской авиации источником финансирования при реализации присвоенных законодательством регулирующих функций и покрытии обязательных платежей.
Конкретный размер и правила платы, согласно законопроекту, должны быть установлены нормативным актом администрации гражданской авиации.
В законопроекте отмечается, что при определении ставки платы за регулирование, с учетом специфики гражданской авиации, должны быть приняты во внимание количество перевезенных пассажиров, фактические доходы плательщика от предпринимательской деятельности (без НДС) в конкретной отрасли, максимальная взлетная масса воздушного судна, объем поставленного на судно топлива и т.д. Плата за регулирование не должен превышать 3% от общего объема доходов (без учета НДС) плательщика.
Законопроектом оговорены случаи, при которых происходит освобождение от платы за регулирование. Так, в частности, от указанного платежа освобождаются авиаперевозчики и спасатели, осуществляющие поисково-спасательные работы, авиаперевозчики в случае вынужденного полета и субъекты, проводящие в подобной ситуации обслуживание пассажиров и т.д.
В случае, если плата за регулирование не уплачена в нужном объеме и нужные сроки, у администрации есть право приостановить регулирующие функции в отношении нарушителя.
Что касается взымания платы за регулирование и другими транспортными администрациями – администраций морского транспорта и администрацией автомобильного транспорта , то этот вопрос будет урегулирован после принятия в Грузии законопроекта «О платеже за регулирование», который, в соответствии с законопроектом, парламентским комитету отраслевой экономики и экономической политики и комитету по юридическим вопросам поручено подготовить до 1 января 2005 года.