РОССИЯ : Всемирный Банк и Гугенхайм помогают создать новый Эрмитаж

Подписаться
Эрмитаж, самый знаменитый гипермузей Санкт-Петербурга, давно уже собирался увеличить свою площадь. Собственно, это происходило с ним непрерывно с того момента, как императрица Екатерина Вторая во второй половине 18-го века отвела несколько комнат бароккового Зимнего дворца для своей частной коллекции, назвав эти помещения смешно звучащим сегодня словом: Эрмитаж, то есть уединение.

Эрмитаж, самый знаменитый гипермузей Санкт-Петербурга, давно уже собирался увеличить свою площадь. Собственно, это происходило с ним непрерывно с того момента, как императрица Екатерина Вторая во второй половине 18-го века отвела несколько комнат бароккового Зимнего дворца для своей частной коллекции, назвав эти помещения смешно звучащим сегодня словом: Эрмитаж, то есть уединение.

Сегодня "уединение" охватывает практически весь дворец русских императоров. И - специальным распоряжением Ленгорисполкома еще при советской власти в 1988 году Эрмитаж получил левое крыло бывшего Генерального Штаба Российской империи, огромного здания, которое полукольцом охватывает часть Дворцовой площади напротив музея.

Для музея это решение было одновременно и счастьем, и источником проблем. Здание, построенное по проекту архитектора Карло Росси в начале 19 века,  сегодня представляет собой четырехэтажный муравейник, где за прекрасным фасадом из коринфских колонн в беспорядке разместились сотни комнат, коридоры, кабинеты, кладовки, лестницы, залы и прочий конгломерат помещений, совершенно не предназначенных для размещения экспозиции.

Когда-то, при разных правителях, здесь трудились чиновники нескольких департаментов, был склад для секретных архивов, квартиры служащих, даже своя пекарня, кондитерская лавка, госпиталь, прачечная, а во дворах стояли деревянные сараи.

Требовалось сначала изучить этот улей, а затем предложить план - как его превратить в анфиладу выставочных покоев.
Головоломка долгие годы казалось неразрешимой, пока Всемирный банк не выделил деньги на проведение конкурса по реконструкции здания.

Среди участников интеллектуального состязания было 25 команд со всего мира, но победили свои - проект петербургской «Студии 44».

Как будет же выглядеть крыло после реконструкции?
Архитекторы предложили разместить в бывшем Генштабе декоративно-прикладное искусство, выше – картины импрессионистов и постимпрессионистов, еще выше – экспонировать современное искусство, а нижний этаж отдать для коммерческих целей, с выходом на площадь.

Для того, чтобы улей превратился в первоклассный музей, предлагается врезать в нутро муравейника огромные кубические залы высотой в четыре этажа, с воротами, которые  соединят в одну цепь анфиладу внутренних дворов штаба.
Внутри каждого куба на стенах можно будет вывешивать картины, а переходы из залов будут превращены в закрытые от непогоды вечнозеленые  сады.

Дерзкий и продуманный проект получил одобрение музейщиков. На реконструкцию здания выделена сумма, равная 120 миллионам долларов. Что ж, по сравнению, например, с затратами на Центр Помпиду в Париже – 100 миллионов - это вполне приемлемая сумма.

Но от проекта до начала работ есть немалая дистанция. Сейчас, на стадии детализации, в деле участвуют далеко не только местные архитекторы. Например, петербуржане предложили сделать верхний этаж современного искусства с естественным светом, то есть, не считая стекла, открытым небу – но тут пока есть лишь сама идея.

Знаменитый консультант проекта архитектор Рэм Колхас из команды американского музея Гугенхайма, тщательно и придирчиво изучив Генеральный штаб, издал специальный справочник с диаграммами и таблицами, которые дают уже конкретный вид на проблему.

Союз Эрмитажа, Всемирного банка и музея Гугенхайма – прекрасный пример такого мира, который нам нужен. –0-

Лента новостей
0