РОССИЯ : Российские ракетные двигатели заказывает даже Пентагон

Подписаться на
НовостиTelegram
Практически у каждой страны есть свои символы, которые в той или иной степени отражают давние устремления национальной экономики. Скажем, у Швейцарии это, безусловно, часы, у французов – вино, представляя Америку, трудно не вспомнить Ford. Советский Союз, а теперь и Россия стойко ассоциируются с космонавтикой. Точнее, с ракетостроением.

Практически у каждой страны есть свои символы, которые в той или иной степени отражают давние устремления национальной экономики. Скажем, у Швейцарии это, безусловно, часы, у французов – вино, представляя Америку, трудно не вспомнить Ford. Советский Союз, а теперь и Россия стойко ассоциируются с космонавтикой. Точнее, с ракетостроением.

Ведь именно отечественные ракеты – носители, которые были первыми на околоземном пространстве, а сегодня практически безаварийно выводят в космос множество спутников, создали России имидж мощной космической державы.

В этой связи возникает справедливый вопрос. А что же, в таком случае, мешает стране не только поддерживать на должной высоте планку отечественной космонавтики, но и превратиться в недалеком будущем в реального мирового лидера на рынке пусковых услуг? Собственно, ничего не мешает, если не считать крепко укоренившегося в сознании российских инженерно-технических кругов еще на заре космической эры представление, что главным и наиболее выгодным во всех направлениях является пилотируемая космонавтика.

Однако развитие космической деятельности наглядно показывает, что во многом пилотируемые программы выполняют узкие сиюминутные задачи на поле мировой политики. Но есть и реалии космонавтики как бизнеса, и они требуют соответствующего к себе отношения. В частности, они подсказывают необходимость, не отказываясь полностью от традиционных пилотируемых программ, все же сместить акцент в сторону наиболее привлекательной с точки зрения финансовых поступлений деятельности – ракетостроению.

Факты говорят о том, что именно здесь лежат преимущества российской космонавтики. Наиболее ярким свежим примером тому является российско-американский контракт на  поставку и последующее производство в США знаменитого жидкостного ракетного двигателя РД-180.

В середине 1990-х годов российское научно-производственное объединение «Энергомаш» получило от американских партнеров заказ на  поставку 101 такого двигателя на общую сумму примерно 1 млрд. дол. С тех пор РД-180, считающийся лучшим маршевым двигателем в мире, уже несколько раз успешно использовался на американских ракетах-носителях «Атлас» для вывода на орбиту спутников связи.

Среди них были не только гражданские, но и военные космические аппараты, построенные по заказу министерства обороны США. Следовательно, справедливо замечание самих американцев, что российский ракетный двигатель уже давно стал рабочей лошадкой Пентагона.

По заявлению генерального директора «Энергомаша» Бориса Каторгина, получаемые, в частности, от этого контракта средства помогли полностью компьютеризировать предприятие, обновить технологическое оборудование и приступить к новым разработкам, таким, как жидкостному двигателю нового поколения - однокамерному РД-191, которым предполагается оснащать новые российские ракеты-носители семейства «Ангара».

Именно с последним связывает дальнейшее усиление позиций России на мировом космическом рынке генеральный директор Федерального предприятия «ЦНИИ Машиностроение» Михаил Яковлев. «Новые возможности для России на космическом рынке связаны с модернизацией существующих и созданием новых ракет-носителей, в частности, ракет-носителей типа «Ангара-В», - заявил Яковлев в середине июня журналистам на брифинге в Санкт-Петербурге.

Оценивая в целом сегодня позиции России на международном рынке ракетно-космической техники, генеральный директор отметил, что в 2003 г. доход от коммерческой деятельности на этом направлении составил порядка 640 млн. долл.

Но существенный рост этого показателя может начаться уже с 2006 г., когда произойдет первый коммерческий запуск модифицированной российской ракеты-носителя «Союз-2» с экваториального космодрома Куру во Французской Гвиане в рамках долгосрочного российско-европейского проекта. «По расчетам специалистов, - комментирует ситуацию Михаил Яковлев, - с началом старта в 2006 г. проект окупится в течение трех лет, а Россия в перспективе, за 10 лет эксплуатации космодрома, сможет выйти на осуществление 3-4 запусков в год, заняв, таким образом, до 40-45% рынка пусковых услуг».

Если же вернуться к пилотируемым полетам, то и это направление может успешно развиваться на фоне успехов в отечественном ракетостроении. В данном случае речь идет о российско-американском сотрудничестве по воплощению в жизнь новых американских инициатив в отношении Луны и Марса. Дело в том, что, по мнению авторов 60-страничного доклада специальной комиссии американской администрации, для осуществления успешных межпланетных полетов, возможно, с участием международных экипажей, потребуется большое число новых  носителей для подготовки основных стартов.

Кажется вполне логичным для США и в этом случае воспользоваться российским опытом - существенно уменьшить и так многомиллиардные затраты на новую программу. Ведь  разработка и серийное производство только аналога РД-180 обошлась бы Соединенным Штатам в 15-20 млрд. долл. Примерно такие суммы необходимы и для создания перспективной транспортной системы, призванной заменить  устаревший «Спейс Шаттл».

В любом случае, грандиозность замыслов по исследованию межпланетного пространства потребует тесного международного космического сотрудничества, бесспорным символом которого остается легендарный «Союз-Аполлон». –0-         

Лента новостей
0