Визит российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в две Кореи, Южную и Северную, который состоится со 2 по 5 июля, сразу после его участия на региональном форуме по безопасности в Джакарте, планировался в переломной ситуации для Корейского полуострова.
Имеются в виду вовсе не только новости с тянущихся в Пекине шестисторонних переговоров по вопросам ядерного оружия и ядерной энергетики на севере полуострова. А, в частности, еще и такой вопрос, как перемены по части американского военного присутствия в Южной Корее. Целая бригада американских военнослужащих перебрасывается оттуда в Ирак. Вдобавок началось то, что давно обсуждалось: отвод американского контингента от демилитаризованной зоны, то есть границы между Южной и Северной Кореей. Еще предстоит оценить, как эти перемены повлияют на ситуацию на полуострове.
Можно ожидать, что такие оценки прозвучат и на региональном форуме АСЕАН в Джакарте, где собираются 24 министра иностранных дел стран Азии и Тихого океана. Ведь уже более 10 лет главная тема АРФ – безопасность. В последние годы на этих форумах обсуждается и "ядерный кризис" на Корейском полуострове. Так что Лавров, в своем новом качестве вообще еще не посещавший Азию, поедет на этот полуостров после того, как воочию увидит расклад настроений тихоокеанских стран по этой проблеме.
Одной из тем переговоров Лаврова в Сеуле должен стать откладывавшийся вопрос о визите президента Республики Корея Но Му Хёна в Россию. Президент Но вернулся к своей работе после неудачной попытки оппозиции устроить ему импичмент. Оппозиция проиграла как сам импичмент, так и парламентские выборы, и теперь президент будет продолжать курс на сближение с Севером и на более самостоятельную внешнюю политику.
В частности, южане и северяне больше не ругаются друг с другом через границу с помощью репродукторов, а запускают новые экономические проекты, установили радиосвязь между своими морскими судами и даже совместно выпроваживают из этих так и не демаркированных со времен межкорейской войны вод китайских браконьеров сейчас, в период ловли краба.
Лаврову предстоит также услышать о ходе реформ в КНДР и посмотреть, по какому пути они идут – вьетнамскому, китайскому или полностью северокорейскому.
Словом, ключевая идея нынешнего двойного визита в том, что корейская политика – по крайней мере для России и прочих государств с непосредственными интересами в регионе – не сводится к ядерному вопросу. И вопрос этот не должен тормозить все прочие направления корейской политики.
Среди таковых, в частности, уже почти сомкнутая транскорейская железная дорога, с выходом на российскую Транссибирскую магистраль до Европы. И это не единственный путь, которым соседи Северной Кореи могут помочь открыть ее экономику внешнему миру, улучшить атмосферу вокруг этого государства. Есть еще вопросы энергетики, которые, в частности, постоянно всплывают на "ядерных" шестисторонних переговорах в Пекине: о поставках Северу российского газа или электроэнергии, о реконструкции тепловых станций, построенных по контрактам СССР. Пекинские переговоры показывают, что эти замыслы приобретают явно многосторонний вид, и что Южная Корея может оказаться не единственной страной, которая может финансировать эти проекты.
И вообще шестисторонние переговоры, как бы медленно они не тянулись, делают свое дело. Они, после первоначального паралича всей корейской политики для всех ее участников после начала кризиса осенью 2002 года, отвели ядерную проблему на отдельную дорожку. Теперь в формате шести сторон (две Кореи, США, Россия, Япония и Китай) можно в почти цивилизованной обстановке выяснять, есть у Севера ядерные боеголовки или нет, и как это проверить. Всеми или по крайней мере очень многими иными делами можно заниматься параллельно.
Визит Лаврова готовился задолго до окончания июньского раунда пекинских переговоров, на которых совместными усилиями наметился неожиданный прогресс. Хотя и сейчас остается масса возможностей для игры в угадайку: всерьез сделаны новые предложения США, или это самый приемлемый для остальных потерявших терпение членов шестерки способ потянуть время до президентских выборов в США?
Конечно, ядерную проблему нельзя бесконечно изолировать среди ив, прудов и павильонов пекинского комплекса Дяоюйтай. Озабоченность проблемы распространения ядерного оружия объединяет всех участников переговоров. Понятно, что рано или поздно США должны дать Пхеньяну приемлемые гарантии безопасности, а Пхеньян должен снять все подозрения насчет своих военных ядерных программ и продолжать реформы при поддержке ключевых держав региона. Среди которых, конечно, и США может и должно найтись место. -0-