РОССИЯ : МАГАТЭ и Россия ценят сотрудничество друг с другом

Подписаться
Укрепление режима нераспространения Оружия массового уничтожения (ОМУ) – является одной из приоритетных задач для российского руководства. Об этом сообщили РИА «Новости» дипломатические источники по завершению визита в Москву генерального директора МАГАТЭ Мухаммеда эль-Барадеи.

Укрепление режима нераспространения Оружия массового уничтожения (ОМУ) – является одной из приоритетных задач для российского руководства. Об этом сообщили РИА «Новости» дипломатические источники по завершению визита в Москву генерального директора МАГАТЭ Мухаммеда эль-Барадеи.

Официальным поводом для визита стало участие эль-Барадеи в конференции, посвященной пятидесятилетию запуска первой в мире АЭС в Обнинске. Участники конференции вспоминали историю развития атомной энергетики и говорили о ее будущем. Эта тема была продолжена и в ходе переговоров генерального директора МАГАТЭ с российскими официальными лицами.

Россия и МАГАТЭ разделяют позиции, что атомная энергетика имеет большие перспективы, но при этом необходимо сделать все возможное, чтобы она использовалась только в мирных целях.

О серьезном отношении России к проблеме нераспространения свидетельствует уровень встреч эль-Барадеи. Помимо встреч в рамках конференции, на которой присутствовал премьер-министр России Михаил Фрадков и ведущие российские специалисты в сфере атомной энергетики, эль-Барадеи провел переговоры с секретарем Совета Безопасности РФ Игорем Ивановым, министром иностранных дел Сергеем Лавровым и был принят президентом РФ Владимиром Путиным.

Напомним, что это вторая встреча Путина и эль-Барадеи. Впервые они встречались в Москве в ноябре 2000 года, спустя два месяца после того, как президент РФ выступил в ООН на Саммите тысячелетия с инициативой исключить из использования в мирной ядерной энергетике основные оружейные материалы – обогащенный уран и чистый плутоний.

Эта инициатива подразумевает, что ядерная энергетика в ближайшие десятилетия должна развиваться с учетом безопасности АЭС, технологического усиления режима нераспространения и решения проблемы обращения с радиоактивными отходами. Тогда гендиректор МАГАТЭ поддержал российские предложения. 

В ходе последнего визита эль-Барадеи поблагодарил Россию за  поддержку во всем, «включая проблему мирного использования атома и нераспространения ядерного оружия». 

Москва считает, что угроза распространению ОМУ по-прежнему сохраняется. По словам Игоря Иванова, задача международного сообщества состоит в том, чтобы «эти процессы находились под жестким международным контролем, чтобы ядерное оружие не попадало в руки тех, кто может его использовать в целях дестабилизации». 

Российские дипломаты неоднократно указывали, что существует тесная связь между международным терроризмом, организованной преступностью и незаконным оборотом ядерных, химических и биологических материалов. В Москве считают, что особого внимания заслуживает проблема существования «черных» рынков ОМУ.

В этом контексте наиболее опасна на сегодняшний день ситуация в Ираке. Накануне оккупации этой страны весной 2003 года международные инспекции не успели закончить свою работу по поиску и уничтожению ОМУ или материалов, которые можно потенциально использовать для его разработки.

За год оккупации должного контроля за объектами, где хранились опасные материалы и оборудование в Ираке не было, и многие из них были разграблены. В чьих руках оказалось вывезенное из Ирака неизвестно. Дабы остановить этот процесс Москва настояла на внесении в новую резолюцию СБ ООН по Ираку 1546 пункта о пересмотре мандатов ЮНМОВИК и МАГАТЭ в этой стране. Международные инспекции должны возобновиться в Ираке как можно скорее – такова позиция России.

Еще один вектор деятельности – укрепление режима нераспространения на межгосударственном уровне. Секретарь Совбеза подчеркнул, что Россия «категорически против того, чтобы появлялись новые государства, которые владели бы ядерным оружием». Поэтому, по его словам, Россия «активно сотрудничает со всеми странами, с МАГАТЭ, участвует в процессе урегулирования ядерной проблемы на Корейском полуострове, ядерной проблемы вокруг Ирана».

Неизменная позиция Москвы заключается в том, что и Пхеньян, и Тегеран имеют право использовать ядерную энергию в мирных целях при условии тесного сотрудничества с МАГАТЭ. В ответ на периодические упреки со стороны американских и израильских чиновников, что Россия содействует ядерной программе Тегерана, российские официальные лица неизменно отвечают, что учитывая близость Ирана от российских границ, Москва не заинтересована в том, чтобы эта страна разрабатывала ОМУ и готова сделать все возможное, чтобы не допустить такого развития события. (Тоже касается и КНДР).

Что касается строительства Россией первого блока АЭС в Бушере  и ядерной программы Ирана – то это две разные проблематики для Москвы -  заявили обозревателю РИА «Новости» дипломатические источники. Такую позицию разделяет и МАГАТЭ.

Как подчеркнул эль-Барадеи, отвечая на вопросы журналистов, тема Бушера не поднималась в ходе его переговоров с российским руководством, так как «не вызывает у международной общественности озабоченности». Кроме того, напомним, что в начале июня на саммите «большой восьмерки» в США президент Путин заявил, что «Россия может перестать строить атомную станцию в Бушере, если Иран нарушит условия МАГАТЭ о транспарентности ядерной программы».

Впрочем, он подчеркнул, что «пока Иран выполняет эти требования, и мы не видим оснований прекращать строительство».

На переговорах эль-Барадеи в Москве также обсуждалась идея возможного сооружения в России Международного центра по хранению и переработке отработавшего ядерного топлива. Российское руководство сегодня прорабатывает возможности осуществления этого проекта, так как считает необходимым установить контроль над отработанны топливом. Впрочем, Россия – не единственное место, где может быть построено такое хранилище. Окончательно решение по этому вопросу будет принято после многочисленных экспертных анализов, проведенных и МАГАТЭ, и российскими специалистами.

Серьезность подхода России к проблемам нераспространения была высоко оценена эль-Барадеи. «Двустороннее сотрудничество России и МАГАТЭ развивается на отличном уровне, мы работаем с Россией в области мирного использования атомной энергии и высоко ценим ее поддержку нашей деятельности», - заявил он журналистам.

В свою очередь президент Путин отметил, что «деятельность МАГАТЭ высоко профессиональна и  лишена в своей работе какой-либо политической конъюнктуры». И именно это больше всего ценят в России. -0-

Лента новостей
0