15 июля 2004 года, исполняется 100-летие со дня смерти Чехова, который скончался в курортном городке Баденвейлер, в Германии. Его последним желанием было выпить бокал шампанского. Эту скорбную дату отметит вместе с Россией весь мир.
При жизни известность Чехова никогда не была выше популярности Толстого или Достоевского. Прошло сто лет и стало ясно, что сегодня популярность Чехова в мире опережает популярность Толстого и Достоевского. Только в прошлом году состоялись десятки конференций посвященных русскому гению: Чеховский семинар в Лондоне, конференция в Хофгайсмаре, чеховские дни в Северной Каролине, конференция в Варшаве, и это далеко не все.
В Ницце городские власти разработали план по увековечению Чехова, в Баденвейлере реставрируют отель, где умер писатель, в «Билтмор театре» в Нью-Йорке прошла премьера пьесы Регины Тейлор «Тонущая ворона», на тему чеховской «Чайки», которую спели и станцевали актеры в стиле рэп. Но и это, разумеется, не все.
Только в Германии и Швейцарии в сезон 2003/2004 год состоялось 12 постановок всего лишь одной пьесы Чехова «Три сестры», среди которых несколько замечательных работ – постановка в Берлинском Немецком театре, режиссера Михаэла Тальхаймера, постановка Антуана Уидехага в Лейпцигском драматическом театре и спектакль Петера Хеллинга в Люцерне… перечислить все постановки просто невозможно.
Причем – удивительный факт! - практически каждая работа сделана в авангардном ключе, например, три сестры Маша, Ирина и Ольга в постановке Петера Хеллинга живут на борту атомной лодки «Курск», которая затонула 12 августа 2000 года вместе с экипажем.
Одним словом, гений Чехова актуален как никогда прежде и как гений Шекспира продолжает волновать ум и сердца человечества.
Самым последним событием юбилейных торжеств стала Международная чеховская конференция «Век после Чехова», которая прошла под Москвой в бывшей усадьбе Чехова в Мелихове. На конференцию съехалось почти сто специалистов по творчеству Чехова со всего мира, России и стран СНГ. Разнообразие тем поражает воображение.
Профессор Тюбингенского университета из Германии Рольф-Дитер Клуге прочитал доклад о поездке Чехова на Сахалин, сосредоточив внимание на положении заключенных женщин тогда и сегодня. Профессор-литературовед из Парижа Жаклин де Пруайяр сделала доклад об образе юга в творчестве Чехова, увидев схожесть южной России и южной Франции.
Профессор из Америки, из Дюркского университета Керол Флет проанализировала тексты Чехова с точки зрения новейших теоретических подходов, а доктор филологии из Колумбийского университета Ли Ляньшу рассказала о современных постановках Чехова на китайской сцене.
Между тем, еще недавно можно было прочесть в советских научных трудах о том, «что значение творчества Чехова преувеличивается».
Многообразие докладов стало ярким свидетельством поистине океанской глубины чеховских произведений, и эта сияющая светом истины и красоты бездна странным образом контрастировала с маленьким тесным домом, где жил Чехов, вместе со старым отцом и матерью, братом и сестрой.
В комнатах с низкими потолками, заставленных мебелью, практически нет условий для напряженной творческой жизни. Понятно, что шум с кухни, голоса крестьян под окнами, которые пришли к врачу Чехову на прием, лай собак во дворе, разговоры гостей за тонкой стеной, звуки рояля из гостиной мешали писателю сосредоточится. Вот почему Чехов поставил рядом с кроватью письменный стол, он писал по ночам, когда шумный дом, наконец, засыпал.
Ему всю жизнь мешали, донимали просьбами, выпрашивали деньги, требовали выслушать… В Мелихове становится понятна мысль Чехова о том, что «творчество – это тень твоего терпения».