Враг номер один США, Великобритании и иракского народа идет, наконец, под суд. В среду Саддам Хусейн и его 11 ближайших подельщиков поступили в распоряжение временного иракского правительства, объявил неназванный американский военный чин.
Передача диктатора произошла не де-факто, а лишь де-юре. Саддам Хусейн по-прежнему останется под американской охраной, хотя и покинет военную базу США под Багдадом, где он содержался все семь месяцев после его захвата в декабре 2003 года.
Не передать бывшего иракского президента его соотечественникам американцы не могли, потому что международное законодательство запрещает оккупирующей стране иметь пленных после конца оккупации.
Таким образом через два дня после обретения Ираком формального суверенитета Саддам Хусейн превратился из военнопленного в высокопоставленного, но обычного заключенного. Если в его новой камере окажется окно, то выглянув, он может увидеть сквозь решетку все тех же американских пехотинцев. Как признал премьер-министр переходного правительства Ирака Айяд Алави, иракская пенитенциарная система пока еще не готова к тому, чтобы обеспечить безопасное содержание Саддама и его приближенных.
Среди тех, кого тоже передают иракской Фемиде, немало зловещих имен. Это Таха Яссин Рамадан, один из двух вице-президентов Саддама, кому международные правозащитники инкриминируют пытки и убийства десятков тысяч иракцев, Абид Хамид Махмуд аль-Тикрити, кровожадный начальник службы президентской охраны, и, конечно же, Али Хассан аль-Маджид, больше известный как «Химический Али», который командовал газовой атакой на курдские деревни в марте 1988 года.
Но почему в качестве первых подсудимых помимо Саддама избраны именно эти одиннадцать? Ведь в известной «карточной колоде» США значились 55 злодеев, и большинство из них захвачены или явились с повинной.
В российских юридических кругах обращают внимание, что следствие по делам бывшей властной элиты Ирака целиком отдано на откуп группе из нескольких десятков американских прокуроров, юристов и профессионалов спецслужб, именуемой «Офисом по преступлениям режима» (Regime Crimes Liaison Office). Группа базируется в посольстве США в Ираке и полностью замещает собой иракские органы следствия, что уже сегодня, до начала судебных процессов, вызывает серьезные опасения международных правозащитных организаций. «Кто, собственно, судья – Ирак или Америка?» - задаются вопросом в этих кругах.
Как бы то ни было, отбор 11 заключенных можно объяснить двояко. Возможно, это те люди, против которых американские следователи из «Офиса по преступлениям режима» собрали наиболее веские, с их точки зрения, улики. Возможен и другой вариант: не передаются иракским властям и, следовательно, не привлекаются пока к суду те узники, кто активно сотрудничал со следствием. Таких лиц американцы хотели бы до поры до времени держать вне досягаемости для представителей защиты.
Как пояснил Айяд Алави, обвинения всем 12 фигурантам, включая Саддама Хусейна, могут быть предъявлены уже на этой неделе, но сам суд над бывшим диктатором не начнется ранее, чем «через несколько месяцев».
Источники РИА «Новости» среди российских экспертов по Ближнему Востоку склонны усматривать в этом замечании оттенок некоторой неуверенности иракских властей в том, когда именно в Ираке возникнет ситуация, благоприятная для проведения судебного процесса.
Получив 28 июня формальный суверенитет, Ирак оказался перед прыжком в неизвестность, считают эти эксперты. По их мнению, в ожидании подходящего момента для суда над бывшим диктатором обстановка в стране может деградировать по меньшей мере по двум направлениям. Во-первых, очень вероятно нарастание насилие и терроризма. Силы сопротивления попытаются сорвать процесс нормализации, любым способом вбить клин между временным иракским правительством и администрацией США. Во-вторых, не менее вероятна схватка за власть между лидерами различных политических и религиозных фракций пестрого иракского общества.
Саддам Хусейн – еще далеко не самое страшное, что может привести к власти гражданская война в Ираке. Но будем надеяться на лучшее – предположим, что трибунал, созданный в январе в Багдаде специально для суда над бывшим тираном и его окружением, действительно приступит через несколько месяцев к работе.
Конечно, Саддама есть за что судить.
Перелистывая страницы иракской истории, обвинители не пройдут мимо нападения Ирака на Иран в 1980 году, жертвой которого стали около миллиона человек. Двадцать тысяч из них погибли от химического оружия, настаивает Тегеран. Позднее, в 1988 году те же ядовитые газы были использованы по приказу Саддама для подавления восстания курдов. Ноябрь 1990 года принес нападение Ирака на Кувейт, когда, как утверждает пострадавшая сторона, были казнены, подвергнуты истязанием или угнаны в Ирак сотни кувейтцев и подожжены 700 нефтяных скважин. Свои обвинения готов предъявить и Израиль, чья территория была обстреляна в ходе войны в Персидском заливе ракетами «Скад».
Но главная вина бывшего диктатора закопана в 270 братских могилах, обнаруженных на территории страны. По словам Айяда Алави, в них сотни тысяч иракцев из различных религиозных и этнических групп, умерщвленных свергнутым режимом. Однако очевидная тяжесть обвинений еще не гарантирует, что процесс над Саддамом Хусейном окажется для США и временных властей Ирака простым делом.
Начать с того, что жена бывшего иракского диктатора Саджида уже назначила команду из 20 крупнейших западных адвокатов, готовых приступить к его защите. Чтобы иностранец мог представлять обвиняемого в иракском суде, необходимо согласие Иракского союза адвокатов, предупредил министр юстиции Малик Дохан аль-Хассан. Команда Саддама уверена, что такое согласие она получит. Во всяком случае французский юрист Эммануэль Людо (Emmanuel Ludot), входящий в эту команду, уже дал понять, на чем будет строиться стратегия защиты.
По его словам, Саддам Хусейн отвергнет любой иракский суд как незаконный, а любого судью как не имеющего на то полномочий. По логике защиты, эти судебные институты и эти люди получили свой статус в результате войны, которая нарушила все нормы международного права, не получила мандата Совета безопасности ООН и, следовательно, является нелегитимной.
Защита возражает также против проведения судебного процесса в Ираке. «Это будет суд мести, сведение счетов», - заявил Людо. Юрист имел в виду две вещи: что временное правительство Ирака составлено из врагов подсудимого и что не Ирак, а Соединенные Штаты ведут расследование, вырабатывают стратегию обвинения и, наконец, финансируют саму деятельность трибунала. Если даже согласиться, что США делают это из самых благих побуждений, международным правозащитным организациям такое правосудие покажется явно односторонним.
Вот почему многие видные западные юристы вроде Кеннета Рота (Kennet Roth), главного исполнительного директора «Хьюман Райтс Уотч», продолжают настаивать на переносе суда над Саддамом Хусейном из Ирака в некий международный орган, созданный по типу трибунала по бывшей Югославии.
Упоминание Югославии наводит также на мысль, что бывший иракский диктатор может воспользоваться судебным процессом как трибуной для самооправдания, что довольно успешно делает в последние годы бывший сербский лидер Слободан Милошевич. Нет сомнений, что у Саддама Хусейна припасены на этот случай факты, которые могут очень не понравиться обвинению. В частности, общеизвестно, что во время ирано-иракской войны Соединенные Штаты оказывали Багдаду всестороннюю поддержку. -0-