РОССИЯ : "Скачки на приз президента" в Москве могут стать неформальным форумом глав стран СНГ

Подписаться
В России возрождаются светские традиции. 3 июля впервые в постсоветской истории на Центральном Московском ипподроме в Москве проходили "Скачки на приз президента России". Мероприятие прошло на самом высоком уровне и стало, по сути, неформальным саммитом глав стран СНГ. В последний раз в русской истории скачки с таким грандиозным размахом состоялись 90 лет назад, в канун Первой мировой войны.

В России возрождаются светские традиции. 3 июля впервые в постсоветской истории на Центральном Московском ипподроме в Москве проходили "Скачки на приз президента России". Мероприятие прошло на самом высоком уровне и стало, по сути, неформальным саммитом глав стран СНГ.  В последний раз в русской истории скачки с таким грандиозным размахом состоялись 90 лет назад, в канун Первой мировой войны.

В последнее время Россия, постепенно восстанавливающая свои силы после затяжной рецессии, начинает проводить все более активную политику в отношении стран СНГ. По мнению главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова, для России СНГ - «это сфера жизненных интересов, продиктованных самой историей. Наш курс на развитие интеграционных процессов и сотрудничества способствует повышению там уровня стабильности, в чем объективно заинтересованно все мировое сообщество».

Однако, как показывает практика, Запад отнюдь не в восторге от российских интеграционных инициатив на постсоветском пространстве. Уже сейчас видна тенденция превращения пространства СНГ в зону соперничества и борьбы за сферы влияния.

В пользу такого сценария развития событий говорит недвусмысленная негативная позиция Европейского Союза относительно участия Украины в формировании Единого Экономического Пространства (ЕЭП) между Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной.

Наконец, некоторые западные СМИ все чаще выступают ревностными обличителями российских «имперских амбиций».

По мнению заведующей кафедрой Европейской интеграции МГИМО, Ольги Буториной, «Россию на Западе обвиняют в том, чего страны Запада стесняются в себе самих, потому что большинство  европейских стран – это бывшие империи.

Поэтому укрепление геополитических позиций России вызывает у них определенную ревность, соперничество. И, как следствие, возникает тезис о стремлении России к «имперскому гегемонизму». Цель этого тезиса – получить моральное право противостоять укреплению российских позиций, которые, по своей сути, обоснованны и закономерны».

Уникальность интеграционных процессов в рамках СНГ заключается в том, что ныне независимые страны на протяжении многих десятилетий, а то и столетий проживали в едином государстве. В результате чего, их экономики – взаимозависимые и взаимодополняемые, поскольку, в силу исторических причин, они обладают общей технико-технологической базой. Такое наследие прошлого представляет собой мощный потенциал для интеграционного скачка. 

К более тесному сотрудничеству страны Содружества подталкивает  и их географическое положение, ведь пространство СНГ соединяет два емких и перспективных энергетических рынка – европейский и азиатский. Именно поэтому сотрудничество в области ТЭК принято считать одним из приоритетных.
Так, по различным оценкам, четыре страны-участницы ЕЭП, составляющие «твердое ядро» СНГ смогут уже в 2007-2010 году создать единый рынок энергоносителей, что также будет способствовать повышению конкурентоспособности их национальных экономик.

И в этом смысле тот выбор, перед которым Евросоюз ставит Украину – участие в ЕЭП или интеграция в ЕС – можно рассматривать именно как проявление конкурентной борьбы.

Так, по мнению Ольги Буториной «участие одной стороны в региональной группировке совершенно не мешает ей развивать отношения с другой региональной группировкой. Тому есть исторические примеры, например, между ЕС и Европейской Ассоциацией Свободной Торговли в свое время было заключено рамочное соглашение и было оформлено Европейское Экономическое Пространство (European Economic Area)». Так что, по мнению эксперта,  проблемы обязательного выбора реально не существует, хотя «конечно ЕС стремится укрепить свои геополитические позиции, и есть все основания полагать, что подобное давление на страны СНГ Запад будет осуществлять и в дальнейшем».

Тем не менее, углубление интеграционных процессов на постсоветском пространстве  вполне объективный факт, при этом оно в полной мере соответствует национальным интересам стран-участниц. Поэтому уже в ближайшей перспективе можно ожидать дальнейшего углубления интеграционного строительства,  как в расширенном формате всего СНГ, так и в рамках создания Единого Экономического Пространства внутри «четверки» локомотивов. Или «рысаков».

«Скачки на приз президента» могут уже в ближайшем будущем стать неформальным форумом лидеров стран, совершивших интеграционный скачок. С тем, чтобы «лошадки национальных экономик» стран СНГ брали все более высокие барьеры. -0-

Лента новостей
0