Второе в нынешнем столетии летнее совещание в МИД послов и полномочных представителей России за рубежом было организовано по сценарию предыдущего, проходившего два года назад. В сценарий этого когда-то чисто внутриведомственного заседания вновь была включена речь президента России и приезд в МИД фактически всего высшего руководства государства, причастного к внешней политике.
В итоге сейчас уже можно говорить, что совещания послов становятся, после ежегодных посланий президента Федеральному собранию, второй по значению трибуной, с которой можно услышать новые президентского уровня идеи о российской внешней политике.
Возможно, самыми интересными разделами из нынешнего выступления Владимира Путина с трибуны МИДа следует считать те, где звучит мысль о лидерской роли, которую Москва должна играть на международной арене. Само это слово – "лидерство" - содержится в тех абзацах, что посвящены пространству СНГ, и это не такая уж новость, но общий настрой на активизацию внешней политики, на перехват инициативы и в целом на ведущую роль на мировой арене ощущается буквально по всему тексту.
"Мы находимся на сложном этапе формирования новой системы международных отношений. Видимо, это будет длительный процесс, - сказал, например, президент. - Сегодня мы сталкиваемся с серьезными вызовами. Но, с другой стороны, такая динамичная ситуация облегчает нам свободу маневра, создает благоприятные условия для творческой, инициативной работы", "позволяет не просто плыть по течению или "прыгать на подножку уходящего поезда", а активно влиять на формирование нового, демократического мироустройства", - подчеркнул он.
Эта политика, по сути, и проводится Москвой уже некоторое время. В качестве примеров ее президент напомнил создание при участии Москвы "принципиально новых механизмов влияния на эволюцию системы международных отношений - Шанхайская организация сотрудничества, Единое экономическое пространство, а также активность в организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), "восьмерке", контакты с Организацией исламская конференция в качестве "весомого вклада в мировые и региональные процессы".
Следует отметить, что лидерство в Москве вовсе не воспринимают как нечто единоличное и одностороннее. Право на него надо доказывать делом. Видимо, в этом смысле самым ярким для собравшихся оказался раздел выступления, где прозвучали слова: "А вот чего не стоит делать - это увлекаться сентенциями о том, что никто, кроме России, не имеет права претендовать на лидерство на пространстве СНГ. Это в корне ошибочный, убаюкивающий и дезориентирующий подход" -, сказал Путин. "Лидерство необходимо постоянно подкреплять эффективной политикой", - считает он.
Или обратим внимание на то, как президент оценивает перемены ситуации в Европе после расширения ЕС и НАТО: "надо найти здесь свои преимущества и на деле обернуть их в свою пользу". Это уже не только политика, это стиль мышления.
Тот же активный стиль улавливается в долгожданном, прямо скажем, указании "и дальше расширять горизонты российской внешней политики, искать новые возможности для сотрудничества" – особенно там, где в прошлом были вложены немалые ресурсы, то есть в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке, Африканском континенте, в Латинской Америке.
Если вспомнить самые первые президентские поездки Владимира Путина, когда он посещал таких традиционных партнеров Москвы, как Монголию или Вьетнам, становится понятно, что речь идет о давних и сложившихся на практике убеждениях нынешнего главы российского государства. Он сам имел шанс убедиться на примере этих стран, что "нас там помнят, знают", и что в отношении нашей страны "атмосфера очень доброжелательная".
Тогда же, видимо, сложился и ставший сейчас уже "фирменным" экономический акцент внешней политики Путина. Он и сейчас проявился очень заметно – и в упреке в адрес США в том, что в наших отношениях не хватает делового акцента, и в его оценке перспектив сотрудничества с Европой, и в напоминании о том, что "сегодня наиболее динамичным центром мирового экономического развития становится Азиатско-Тихоокеанский регион", что необходимо использовать для развития регионов Сибири и Дальнего Востока.
И последнее. Если проследить за всеми внешнеполитическими выступлениями Владимира Путина за четыре с лишним года, то мы видим тут политику, которая развивается шаг за шагом в одном направлении, без рывков или резких поворотов. Это хорошая новость для нашего мира, где предсказуемость и ясность внешнеполитических партнеров ценятся больше всего. –0-