Тесное партнерство России и Европы в пилотируемых космических программах сейчас выглядит делом почти решенным. От общих разговоров два партнера переходят к конкретным планам.
Так, этим летом стало известно, что Россия предложила Европейской космической ассоциации (ЕКА) принять участие в создании нового пилотируемого корабля, который можно использовать и для полетов на Международную космическую станцию (МКС), и по лунно-марсианской программе.
По словам руководителя российского Федерального космического агентства (ФКА) Анатолия Перминова, «речь идет о перспективном универсальном космическом корабле «Клипер», разработкой которого занимается Ракетно-космическая корпорация «Энергия».
По словам Перминова, «Клипер» придет на смену самым надежным в мире космическим кораблям семейства «Союз», которые уже устаревают и по срокам использования, и по элементной базе. «Клипер» позволит доставлять на МКС не 2-3 человека, как сейчас, а 6 человек, подчеркивает Перминов, добавляя: «Это не шаттл, а перспектива развития нового поколения космических кораблей, он будет адаптирован не только для полетов на МКС, но и для исследования межпланетного пространства, экспедиций на другие планеты, в том числе и на Марс».
Здесь надо напомнить, что пилотируемые полеты сегодня в России, США и Европе осуществляются пока только по программе МКС. И в обозримом будущем российские корабли «Союз» останутся единственными пригодными к использованию для доставки космических экипажей и припасов к комплексу и обратно, так как непонятно, когда возобновятся регулярные полеты американских транспортных кораблей системы «Спейс Шаттл» к МКС в пассажирском варианте. Более того, в связи с переориентацией на межпланетные исследования, американская космическая программа в лице НАСА вообще все более и более сдержанно говорит об МКС. И даже ситуацию, при которой американские астронавты вообще покинут космос на долгое время, уступив свою работу одной лишь технике, можно считать в принципе реальной.
Вот почему Россия, для которой станция является логическим продолжением триумфа СССР в области длительных пилотируемых полетов, все теснее взаимодействует с европейцами. И наиболее активно -по ключевому направлению программы МКС – разработке новой многоразовой транспортной системы.
Интерес к сотрудничеству проявлет и Китай, страны, которая не только уже десятки лет выводит за пределы атмосферы космические аппараты, но и совершила в прошлом году успешный орбитальный пилотируемый полет на корабле практически собственного производства серии "Шэньчжоу".
Вопрос этот постоянно обсуждается в экспертных кругах потому, что нет неразрешимых технических проблем при использовании «Шэньчжоу» в качестве транспортного корабля для МКС. Более того, китайцы уже предусмотрели на своих кораблях стыковочный узел.
Тот факт, что Китай пока не участвует в программе, целиком и полностью связан с политическими вопросами, которые ставят Соединенные Штаты, остающиеся полноправными партнерами МКС. Вплоть до того, что, среди прочего, высказывается опасение: в случае запуска китайских ракет-носителей предыдущего семейства - «Великий поход» - на орбиту МКС трасса выведения будет проходить над территорией Тайваня.
Ричард Фишер, представитель неправительственного «Джеймстаунского фонда» (Jamestown Foundation), сразу после завершения первого полета китайского космонавта поставил вопрос более масштабно на страницах самого авторитетного американского аэрокосмического журнала Aviation Week and Space Technology. Он замечает, что если Китай станет партнером в программе МКС, то это автоматически приведет к тому, что вся информация о проекте станции может быть использована в военно-космических разработках Народно-освободительной армии Китая.
Но станция далеко не военный объект во всех отношениях. А космический полет китайцев над Тайванем сам по себе международных кризисов не создаст. Скорее всего, США в принципе не рады появлению новой космической державы.
Но ведь она уже стала реальностью. Теперь логика должна быть другой: всегда выгоднее начать с сотрудничества, чем потом наверстывать упущенное. Ведь Китай независимо ни от чего твердо намерен быстро развивать свою космонавтику. И, соответственно, искать партнеров – и находить. В лице той же Европы, например. Китай полноправно участвует в мощном проекте ЕКА «Галилей», который предусматривает создание разветвленной европейской спутниковой навигационной сети, не уступающей знаменитой американской системе GPS “Navstar”. Что характерно, в этом же проекте принимает участие и Россия. Так что ничто не мешает трем космическим державам на каком-то этапе выявить сферы, в которых их космическое сотрудничество возможно – а то и необходимо – и по пилотируемым полетам, в частности на МКС.
Ведь в любом случае ясно, что сегодня проведение сколь-нибудь серьезных работ в области космонавтики немыслимо без тесного международного сотрудничества. Даже на рынке пусковых услуг, где международная кооперация начинается с самого производства космических аппаратов и заканчивается проходящим под строгую диктовку ценовых показателей выбором ракет-носителей. Да и последующая эксплуатация орбитальных систем осуществляется в большинстве случаев крупными транснациональными корпорациями.
Ну, а реализация пилотируемых программ, которые в наши дни подразумевают длительное пребывание человека в космосе и смелые прожекты межпланетных перелетов, неосуществима в одиночку просто по определению. -0-