Российско-грузинские отношения и ситуация в Южной Осетии продолжают оставаться в центре внимания российских СМИ и экспертного сообщества. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) решил проанализировать мнение россиян о том, как развиваются сегодня отношения между двумя странами. Итоги исследований размещены на сайте ВЦИОМ.
За последние месяцы (февраль-июль 2004 г.) число россиян, критически настроенных к политике президента Грузии Михаила Саакашвили, резко выросло. В то же время подавляющее число опрошенных выступают за невмешательство России в конфликт в Южной Осетии, особенно если он приобретет вооруженные формы, сообщает ВЦИОМ.
С 30 до 13% (по сравнению с данными февраля 2004 года) сократилась доля респондентов, полагающих, что новому президенту Грузии удастся наладить дружеские отношения с Россией; с 21 до 10%, – что он поднимет уровень жизни населения Грузии; с 18 до 9%, – что он выведет свою страну из экономического кризиса. И напротив, с 1 до 32% возросла доля респондентов, считающих, что ничего существенного Саакашвили не добьется.
Опрошенные российские женщины относятся к Саакашвили с несколько большей симпатией и доверием, чем мужчины. Последние чаще акцентируют внимание на налаживании Саакашвили дружеских отношений с США и другими странами Запада, опрошенные женщины – скорее на развитии отношений с Россией. Старшие возрастные группы, особенно респонденты 45–59 лет, чаще отмечают, что новый президент Грузии не сумеет сделать для своей страны ничего.
Если в феврале с.г. 68% опрошенных полагали, что новому президенту будет под силу улучшить отношения с Москвой, то сегодня доля таковых сократилась до 39%. Одновременно с 20 до 32% увеличилась доля скептиков.
Одновременно растет прагматизм и в отношении политики России в Южной Осетии. Половина опрошенных полагает, что России следует соблюдать нейтралитет, направив все усилия на то, чтобы избежать кровопролития. Еще 5% высказываются за оказание помощи руководству Грузии в деле восстановления контроля над Южной Осетией. 14% опрошенных предлагают защитить Южную Осетию от попыток насильственно вернуть ее в состав Грузии, а 10% высказываются за принятие республики в состав Российской Федерации.
Во всех социально-демографических группах, выделенных по полу, возрасту, образованию, материальному положению, типу населенного пункта, россияне чаще высказываются за нейтралитет России в данном конфликте. Считают нужным защитить Южную Осетию от возможного насилия со стороны Грузии несколько чаще жители средних и малых городов, а принять Южную Осетию в состав РФ – чаще москвичи и петербуржцы.
Среди сторонников ведущих политических партий чаще других полагают, что России следует соблюдать нейтралитет, избиратели «Родины» (65%), реже – приверженцы ЛДПР (47%). И наоборот, защитить Южную Осетию от угрозы ее возвращения в состав Грузии чаще считают нужным сторонники ЛДПР, реже – избиратели «Родины». По 15% сторонников обеих этих партий полагают, что Южную Осетию надо принять в состав России, в то время как среди избирателей «Единой России» лишь 9% согласны с таким предложением.
В ходе опроса также выяснялось мнение россиян о том, как должна будет действовать Россия, если грузино-осетинский конфликт перейдет в русло вооруженного противостояния. 63% респондентов полагают, что России следует занять позицию нейтралитета. Из них 34% опрошенных высказались за полное невмешательство в данную ситуацию, а 29% считают целесообразным для России выступить посредником в переговорах между властями конфликтующих сторон.
14% россиян полагают, что нужно поддержать Южную Осетию оружием и финансами, но самим в боевые действия не вступать, а 6% высказались за военную поддержку Южной Осетии. И лишь 2% респондентов – за поддержку Грузии.
Среди сторонников ведущих политических партий за тот или иной вариант нейтралитета чаще других высказываются избиратели «Родины» и «Единой России» (71 и 67% соответственно), реже – приверженцы ЛДПР и КПРФ (62 и 60%). Сторону Южной Осетии в данном конфликте чаще других занимают избиратели ЛДПР.
Общероссийский опрос был проведен 17-18 июля 2004 г. в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России. Опрашивалось 1539 чел., интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.