Укрепление курса грузинской нацвалюты - лари, обусловлено протекающими в стране экономическими процессами. Так считает президент Национального банка Грузии Ираклий Манагадзе.
"Рост курса лари по отношению к доллару обусловлен одновременно несколькими факторами, каждый из которых с той или иной интенсивностью влияет на динамику внутреннего валютного рынка", - заявил Манагадзе в интервью "Новости-Грузия".
В первую очередь необходимо отметить процесс легализации деловой активности путем ограничения теневой экономики, что автоматически способствует расширению ареала укрепления национальной валюты и соответственно увеличению спроса на нее. Этому же способствует и бюджет, оборот которого существенно превышает показатели за предыдущие годы, - заметил он.
"Если учесть и то, что в бюджет мобилизованы реальные денежный средства, когда в прошлом году финансовый план страны был выполнен лишь на бумаге, фактически со стороны бюджета потребность на лари в два-три раза выше", - подчеркнул Манагадзе.
По словам президента Нацбанка, "в 2004 году зафиксирован один интересный факт - из-за того, что длительное время не был утвержден госбюджет, в течение этого времени было невозможным осуществлять полный расход возросших доходов бюджета". "В связи с этим в оборот не могла попасть солидная часть денежной массы. В свою очередь это создавало на внутреннем валютном рынке временный дефицит лари", - сказал Манагадзе.
Однако, как заявил президент национального Банка, предполагается, что после корректирования бюджета в сторону увеличения начнется более интенсивный расход данных ресурсов, что существенной повысит поступление денег.
Параллельно с повышением спроса на национальную валюту, на внутреннем валютном рынке возрастает объем поступлений иностранной валюты. Источниками данных поступлений являются средства, предназначенные для осуществления строительства нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», а также различные другие сравнительно малые инвестиции.
По сравнению с шестью месяцами прошлого года, за первое полугодие 2004 года на 64% возросли доходы страны, полученные от экспорта, и на 22% объему зарубежных трансфертов, что в общем итоге является существенным источником поступления иностранной валюты.
Наряду с этим, по словам Ираклия Манагадзе, «мы не должны забывать и психологические факторы, которые на короткий период оказывают существенное влияние на динамику формирования курса».
"С приходом нового правительства Грузии резко возрос и уровень доверия населения к властям. Следовательно, возросло доверие и к экономической политике правительства, что естественно, отразилось и на отношении к национальной валюте", - сказал он. С этим совпал и процесс фактического укрепления, в связи с чем, как среди населения, так и среди представителей финансовых институтов и деловых кругов, появилось ожидание на дальнейшее повышение курса лари. На этом фоне, естественно, существенно уменьшилось число желающих покупать доллары, что и отразилось на динамике внутреннего валютного рынка.
По оценке Ираклия Манагадзе, укрепление лари обусловлено протекающими в стране экономическими процессами. На этом фоне, по словам президента Национального банка, особенно несерьезными являются заявления об искусственном вмешательстве в процесс повышения курса лари.
"Невозможно, чтобы на протяжении нескольких месяцев укрепление курса было обусловлено какими-либо субъективными факторами", - подчеркнул глава Нацбанка. "Что касается роли Национального Банка в этих процессах, он старается не допустить чрезмерного колебания курса лари, в том числе и в сторону укрепления. Для этого Нацбанк на Межбанковской валютной бирже закупает избыток долларов и частично нейтрализует возникший на рынке дисбаланс", - подчеркнул Манагадзе.