После обследования обломков самолета ТУ–134, следовавшего рейсом Москва–Волгоград, установлено, что причиной его падения был взрыв в хвостовой части фюзеляжа. Об этом заявил начальник Управления научно-технического обеспечения ФСБ России генерал Андрей Фетисов. Ранее результаты экспертиз показали наличие следов взрывчатки и на обломках ТУ–154.
Объектом нападений террористов может стать практически вся инфраструктура современного общества, однако, наиболее уязвимым звеном в ней являются коммуникации, в том числе и транспортная система.
Теракты на авиалиниях уже затронули немало государств. Не избежала их и Россия. Еще весной 1991 года один из террористов, угрожая гранатой, осуществил захват самолета АН–24, следовавшего по маршруту Архангельск–Котлас–Ленинград с целью его угона за границу. В ходе проведения спецоперации заложники были освобождены.
Спустя пять лет, гражданин Нигерии предпринял попытку угнать авиалайнер Аэрофлота на пути из Москвы в Лагос. Он ворвался в кабину пилотов и, угрожая ножом, потребовал посадки в Алжире. Впрочем, и его удалось обезоружить и передать нигерийским властям.
Затем еще один пиратский акт совершили три чеченских террориста, захватив ТУ–154 «Внуковских авиалиний». Самолет совершил вынужденную посадку в аэропорту Медины, где пассажиров и экипаж с боем освободил местный спецназ. Оставшиеся в живых два бандита осуждены властями Королевства Саудовская Аравия.
В настоящее время в связи с усилившимся терроризмом на воздушном транспорте, введены повышенные меры безопасности в российском авиапарке, который состоит почти из 7 тысяч самолетов. Это совместная операция милиции, Федеральной службы безопасности и таможенников.
Ужесточен пропускной и внутриобъектовый режим в аэропортах. Усилен досмотр пассажиров, летных экипажей, ручной клади и багажа. В качестве превентивных мер в отношении лиц, причастных к террористической деятельности, их выявления в транспортных потоках и задержания используется так называемый «электронный розыск». В авиации его осуществляют с помощью автоматизированного комплекса «Сирена».
Актуальной остается проблема обнаружения взрывчатых, в том числе пластических, веществ. Для обеспечения безопасности пассажиров и предотвращения несанкционированного попадания на борт воздушных судов оружия, взрывчатых веществ и других опасных предметов потребуется дополнительная поставка досмотровой техники в аэропорты РФ, что составит до 900 комплектов рентгено-телевизионных интроскопов на сумму до 80 млн. долларов.
Приобретение специальных технических средств досмотра пассажиров и грузов является наиболее затратной мерой, требующей государственной поддержки из средств федерального бюджета в размере 690 млн. рублей.
Стала также особо значимой проблема оборудования российских воздушных судов системами защиты от несанкционированного проникновения в кабину пилотов и вмешательства в действия экипажа. По мнению технических специалистов ФСБ особое внимание будет уделено израильскому опыту в этой области, который сейчас считается одним из самых эффективных.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин, возглавляющий госкомиссию по расследования авиакатастроф 24 августа заявил, что подписано совместное распоряжение руководства Минтранса и министерства внутренних дел «Об организационных мерах по обеспечению безопасности на объектах воздушного транспорта». Оно предусматривает введение в состав досмотровых групп в аэропортах гражданской авиации сотрудников транспортной милиции.
Кроме того, как отметил Левитин, Минтранс отныне требует от авиакомпаний ставить отметку в билетах о номере паспорта пассажира и на внутренних рейсах.
Министр сообщил, что в ближайшее время предполагается во всех авиакомпаниях провести унификацию сбора данных о покупаемых билетах. Он высказался и за совершенствование нормативной базы. По его словам, необходимо немедленно внести поправки в Воздушный кодекс и в закон о милиции с целью усиления авиационной безопасности. Ожидается, что до конца нынешнего года российские парламентарии примут закон о транспортной безопасности и еще один специальный – об авиационной.
Особое внимание Игорь Левитин обратил на психологическую подготовку сотрудников аэропортов. «Люди, которые занимаются безопасностью, – подчеркнул министр, – должны быть хорошими психологами, чтобы выявлять неблагонадежных пассажиров». – 0 –