Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок.
- На Западе пока еще предпочитают говорить о «чеченских повстанцах», когда речь идет о терактах в Москве, Беслане и любом другом российском городе, и о международных террористах, если подобные события происходят в Нью-Йорке, Мадриде, иракских, афганских или израильских городах.
Оговорюсь заранее, я не пытаюсь оправдать нарушения прав человека в Чечне со стороны федеральных властей и не считаю политику федерального центра в этой республике эффективной и наилучшей из возможных. Чечня остается одним из наиболее криминализованных и коррумпированных регионов страны.
Можно добавить, что и в федеральном центре есть достаточно влиятельные силы, интересам которых соответствует продолжение чеченского конфликта. Ведь именно в Чечне исчезают огромные бюджетные средства, выделяемые на ее восстановление, делаются состояния на нелегально вывозимой нефти и нефтепродуктах.
Однако речь сейчас не об этом. Можно с абсолютной уверенностью сказать, что ужасные теракты последнего времени, потрясшие Россию и заставившие содрогнуться весь мир, – это не действия сепаратистов, борющихся за отделение или особый статус Чечни. Это война совсем иного рода и в нее уже вовлечены США, европейские страны, многие государства Азии и Ближнего Востока.
Начиная с терактов в США в сентябре 2001 года, в тактике и целях террористов просматривается много общего. В отличие от террористов «традиционных», входивших в такие организации, как ЭТА или ИРА и представлявших сепаратистские движения, нынешние в основном ничего не требуют, не ищут никаких компромиссов, с ними ни о чем нельзя договориться. Они просто наносят удар в наименее защищенные и наиболее уязвимые точки, существующие в любой стране, даже с развитой экономикой и гражданским обществом, рассчитывая на определенную реакцию: панику, страх, экономические потрясения.
Мы имеем дело с зомбированными фанатиками, лишенными моральных ограничений с подавленным инстинктом самосохранения. Тот, кто борется за независимость своего народа, никогда не станет захватывать в качестве заложников более тысячи детей и их родителей в здании школы, в течение 52 часов издеваться над ними, а потом взрывать над их головами мины и стрелять в спину убегающим детям. Ведь если это «чеченские повстанцы», борющиеся за независимость Чечни и выход из состава России, они должны задумываться над тем, как воспримет их мировое сообщество в случае приобретения ими желанной цели.
Захват школы в Беслане, одновременный взрыв в воздухе двух российских пассажирских самолетов, взрывы поездов в Мадриде, взрыв на дискотеке в Индонезии на острове Бали и многое из происходящего в Ираке и Афганистане, - все это боевые действия в мировой войне, которую ведет международный терроризм против мировой цивилизации.
И цель этой войны вовсе не независимость Чечни или Палестины. Она куда амбициозней – уничтожение «неправильной системы» всемирного зла, которую в первую очередь олицетворяют США и Израиль, но частью которой являются и Европа, и Россия, и многие другие страны. Это война международного терроризма на уничтожение евро-атлантической цивилизации. Никакой другой результат его не устроит.
Международный терроризм трансграничен и транснационален. Характерно, что среди бандитов, захвативших школьников в Беслане были отнюдь не только чеченцы. По меньшей мере, половина банды - выходцы из арабских стран. А по предварительной информации в нее входили и славяне.
«Индульгенцию», защищающую от террористических атак не может купить никто. Даже Франция, которая наиболее активно протестовала против американского вторжения в Ирак, столкнулась с тем, что два французских журналиста оказались в заложниках у исламских радикалов. Теперь уже им не понравились внутренние французские законы. Так что повод террористы найдут.
То, что мировой террористический интернационал в последнее время, помимо Ирака, сосредоточил свое внимание на России тоже вполне объяснимо. Страна с еще не окрепшей государственностью, слабыми демократическими институтами, высоким уровнем коррупции представляется для международного терроризма более легким и безопасным полем деятельности.
Целью тех, кто убивал детей в Беслане, был взрыв нового национально этнического конфликта на Кавказе. Задача международного терроризма – добиться кровавого хаоса в России, столкнуть разные нации и конфессии. А развитие событий по такому сценарию означало бы крах политической стабильности, по меньшей мере, во всей Европе.
Так что, нравится это, или не нравится, но на долгие годы Россия и Запад обречены на совместные действия против беспощадного и сильного общего врага. И с точки зрения интересов национальной безопасности западных стран Россия сегодня – ключевая страна, в укреплении и стабилизации которой Запад должен быть жизненно заинтересован.
Хотя бы потому, что в один страшный день эти «повстанцы» могут оказаться на улицах какой-либо европейской столицы, или в салоне пассажирского лайнера одной из западных компаний. И тогда их придется называть совсем по-другому.-0-