В фокусе российской прессы - обзор периодической печати.
«Независимая газета»
Сможет ли Россия нанести превентивный удар?
Вчера начальник российского Генерального штаба Юрий Балуевский выступил с неожиданным заявлением: Москва готова нанести превентивные удары по базам террористов в любом регионе мира. Он добавил, что это «не значит, что мы будем наносить ядерные удары». По официальным данным Государственного департамента США, основные базы международных террористов сосредоточены в Афганистане, Пакистане, Ираке, Южном Ливане, Алжире, Египте, Саудовской Аравии, Индии, Бангладеш, а также на Филиппинах.
Но вторжение на чужую территорию может быть предпринято либо с санкции ООН, либо в рамках межгосударственных соглашений. Сегодня санкции ООН имеются только на операции в Афганистане и Ираке. Следовательно, заявление начальника Генштаба можно расценить как попытку побудить США и НАТО пригласить Россию поучаствовать в своих миротворческих операциях. Показательно, что заявление делает высокопоставленный военный, а не политик. Обычно так запускается пробный шар.
США и НАТО давно добиваются согласия России на прямое участие в антитеррористической коалиции в Ираке и Афганистане. Но в Косово российские миротворцы с натовскими, мягко говоря, не сработались и были вынуждены уйти досрочно. Готов ли сегодня российский Генштаб встать под звездно-полосатые флаги?
Как считает генерал-полковник Леонид Ивашов, авианосцев у России практически нет, а стоящие на вооружении флота крылатые ракеты чрезвычайно дорогостоящие, а потому используются только в ядерном снаряжении.
Авангард российской Дальней авиации составляет всего 15 бомбардировщиков Ту-160 и несколько десятков машин Ту-95. В основном они ориентированы на нанесение ядерных ударов.
Таким образом, заявление начальника Генерального штаба генерала Балуевского встречает ряд политических и военно-технических преград. А потому не может быть реализовано так категорично, как заявлено. «Все это напоминает некое обезьянничанье с США, – считает генерал-полковник Леонид Ивашов. – Все же у России не те Вооруженные силы, не та экономическая и политическая мощь по сравнению с Соединенными Штатами. Мы стремимся показать, что российские Вооруженные силы имеют длинные руки, но не можем совладать с доморощенными террористами в пределах России. Мировые проблемы решать проще, чем в своем отечестве выявить штабы Басаева и Масхадова и уничтожить их».
«Ведомости»
Инвесторы не замечают терактов в России
Отреагировав на начало атаки террористов на Россию — взрывы домов в Москве пять лет назад, — следующие теракты инвесторы игнорировали. Как пишут «Ведомости», не заметил фондовый рынок и бесланской трагедии.
“В России у инвесторов, похоже, железные нервы,” — так начинается исследование инвестиционной компании “Атон”, содержащее анализ влияния терактов на фондовые рынки различных стран. Эксперты компании отмечают, что, несмотря на теракты в небе над Россией, в Москве и Беслане, унесшие всего за две недели жизни почти 450 человек, рынку акций удалось вырасти.
Например, в США после терактов 11 сентября 2001 г. рынок рухнул, но потом почти не замечал новых угроз и начавшуюся масштабную войну против терроризма.
Руководитель аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов считает, что инвесторы могут запаниковать, только если удары террористов будут направлены на объекты промышленности или деловой инфраструктуры.
«Время новостей»
«МиГ» вспомнил о гражданской авиации
Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" возобновила работы по организации серийного производства пассажирского самолета Ту-334. С этим самолетом она собирается участвовать в тендере, который сейчас проводит «Аэрофлот». Победитель получит крупный заказ: на поставку «Аэрофлоту» 50 региональных самолетов.
Проектирование ближнемагистрального лайнера Ту-334, напоминает «Время новотей», началось в конструкторском бюро Туполева в 1986 году. РСК «МиГ» подключилась к проекту в 1999 году. Ту-334 должен стать первым гражданским проектом «МиГа» и положить начало диверсификации этой корпорации, которая при советской власти специализировалась на разработке легких истребителей.
По словам генконструктора Ту-334 Игоря Калыгина, первый из собранных в Луховицах самолетов предполагается передать в опытную эксплуатацию авиакомпании «Кавминводыавиа». А первым коммерческим эксплуатантом этой машины должна стать контролируемая правительством Москвы авиакомпания «Атлант-Союз». С этим контрактом связаны надежды РСК «МиГ» на серьезные финансовые вливания со стороны структур московского правительства. Корпорация близка к подписанию кредитного соглашения с Банком Москвы. Речь идет о кредите на $80 млн.
Между тем у Ту-334 есть по крайней мере один существенный недостаток, затрудняющий ему выход на внешний рынок. Двигатели самолета не соответствуют требованиям по шумам, которые с 1 января 2006 года рекомендует установить международная организация гражданской авиации (ICAO). Таким образом, Ту-334, едва появившись на рынке, столкнется с необходимостью усовершенствования или замены двигателей.
«Ведомости»
“Русал” просит господдержки
“Полюсом роста” российской экономики должна стать алюминиевая промышленность, поскольку другие отрасли на эту роль не тянут. Специалисты “Русского алюминия” обещают донести этот вывод до Михаила Фрадкова, а заодно попросить у государства дешевого электричества и помощи в борьбе за иностранные активы.
В распоряжении “Ведомостей” оказался доклад “Русала” “О роли государства в повышении конкурентоспособности российской экономики”. В нем, в частности, сказано: “Мы ставим вопрос о том, чтобы до 2007-2008 гг. государство контролировало ценообразование на рынке электроэнергии и была предусмотрена возможность долгосрочной фиксации [тарифов] для новых энергоемких производств”, — поясняет и. о. директора энергетического департамента “Русала” Павел Шацкий.
“Прежде чем вводить льготный тариф, нужно понять, кто будет компенсировать издержки энергетиков”, — возражает сотрудник РАО ЕЭС. А экс-руководитель экономического управления администрации президента Антон Данилов-Данильян считает, что вместо фиксации тарифов “лучше привлекать инвестиции в строительство генерирующих станций, тогда и цены будут снижаться естественным образом”.
Чиновники разошлись в оценке предложений “Русала”. Начальник департамента металлургии Минпромэнерго Андрей Дейнеко считает, что для поддержки алюминиевой промышленности можно пойти и на “оптимизацию” тарифной политики. Но сотрудник Минэкономразвития называет доклад “обыкновенным лоббизмом”.
“Русал” – третья в мире алюминиевая компания, контролирующая 70% производства первичного алюминия в России. В 2003 г. заводы “Русала” выпустили 2,58 млн т алюминия, а выручка холдинга составила $4,5 млрд.
«Новые известия»
Богатые россияне отправляются на отдых с лимузинами
За последний год за границей побывали около 23 млн россиян. Это рекорд по сравнению с предыдущими годами. Рекордные и те суммы, которые россияне тратят, путешествуя за рубежом. За прошедший год туристы из России оставили за рубежом больше $5 млрд.
Как отмечают «Новые известия», чем опаснее становится в мире, тем больше россиян отправляется отдыхать за рубеж. Причем, объездив вдоль и поперек Турцию или Египет, они начали осваивать места куда более экзотичные.
«При цене номеров от 200 и до нескольких тысяч долларов за сутки русские предпочитают самые дорогие. Видимо, у них много лишних денег. А мы просто стали одними из счастливчиков, которых они выбрали», – говорит пресс-секретарь шотландского отеля Gleneagles. По его словам, по расточительности российского туриста можно сравнить разве что с американским. Но после трагических событий 11 сентября 2001 года жители США стали реже выбираться за рубеж Теперь россияне вне конкуренции, поэтому лучшие туристические «колыбели» буквально из кожи вон лезут, чтобы угодить российской элите.
А сотрудник гостиницы Tivoli Marinotel в португальском городе Виламура рассказал, что во время чемпионата Европы по футболу некоторые богатые российские постояльцы заранее прислали из Москвы свои бронированные лимузины, чтобы на них добираться до стадиона. Здесь это называют возмутительной экстравагантностью русских туристов.
-0-