Специальное заседание финансово—бюджетного комитета, посвященное рассмотрению вопроса резкого укрепления курса лари, прошло в четверг в парламенте Грузии. В заседании принимали участие министр финансов Зураб Ногаидели, министр экономического развития Каха Бендукидзе, президент Нацбанка Ираклий Манагадзе, представители исполнительной и законодательной властей страны.
Участники заседания пришли к выводу, что в ситуации с наблюдающемся в Грузии укреплением курса лари положительных факторов гораздо больше, чем отрицательных. По мнению участников, в скором будущем курс лари установится на новой сбалансированной отметке.
Президент Национального банка Грузии Ираклий Манагадзе в ходе выступления отметил, что благодаря кардинальным изменениям в экономике страны и налаживающемуся государственному порядку укрепление нацвалюты ожидать было нужно, впрочем, было трудно представить, что за последние 8-9 месяцев масштабы этого укрепления будут столь серьезными.
Ираклий Манагадзе заявил, что в числе главных причин роста спроса на нацвалюту - " беспрецедентное улучшение" налогового администрирования. Соответственно, спрос на лари со стороны бюджета вырос в 4-5 раз. Удовлетворить этот спрос в условиях находившейся в обращении денежной массы было невозможно; поэтому налогоплательщики начали интенсивно обменивать имеющиеся у них доллары на лари. При этом, если раньше этот процесс наблюдался только в конце фискального периода, то теперь принял перманентный характер.
Ираклий Манагадзе подчеркнул, что в Грузии впервые после валютного кризиса 1998 года в стране выявилась тенденция дедолларизации. Этот процесс, по его словам, вызвал как более активное применение нацвалюты промышленниками в своей деятельности, так и широкими слоями населения, о чем, свидетельствует, в частности, рост на 65% или 43 млн лари совокупный объем средств на текущих счетах физических и юридических лиц.
На рост курса лари оказали влияние и большие объемы депозитов правительства в Нацбанке, отметил Ираклий Манагадзе. По его словам, с начала года Грузия не смогла потратить все фактически полученные в госбюджет доходы, причиной чего, в свою очередь, явилось и опоздание принятия главного документа страны – госбюджета, и рост госбюджетных поступлений и связанные с этим изменения в указанный документ.
На сегодняшний день, по его словам, на бюджетных счетах и в спецфондах в находится более 180 млн лари, тогда как в начале года этот показатель не превышал 30 млн лари. При этом сумма, находящаяся на правительственных счетах, последние 2 месяца не опускается ниже 120 млн лари. Это говорит о том, что почти половина эмитированных Нацбанком за счет скупки инвалюты на Тбилисской межбанковской валютной бирже 390 млн лари не попадает в каналы обращения и оседает в бюджетной системе, что и усиливает спрос на нацвалюту.
Параллельно, по его словам, растет приток зарубежных инвестиций. По данным первого квартала года, их объем удвоился и составил 118 млн долларов. Он отметил, что за первое полугодие значительно – на 62 процента – выросли и экспортные доходы Грузии, а также спрос на инвалюту у импортеров и переводы в Грузию из-за рубежа.
В условиях рыночных механизмов, по словам Ираклия Манагадзе, Нацбанк не может менять доминирующих тенденций на валютном рынке – то есть вектор нацвалюты, а просто может сделать более стабильным процесс перехода на новую отметку. С учетом всего вышесказанного Нацбанк избрал тактику "ползущей ревальвации" - старался сохранить в обращении оптимальный объем денежной массы - для обеспечения неинфляционного роста экономики и избежания дефляционных процессов.
"В результате Нацбанк был вынужден скупить в течение года на ТМВБ 160 млн долларов и курс лари с начал года повысился всего на 20%, отрицательных факторов удалось избежать, а международные валютные резервы Грузии достигли 360 млн долларов – максимального показателя за всю историю Нацбанка (эквивавлент 2,2 месячного объема импорта). Произошел и рост денежных агрегатов, в частности, объем резервных денег увеличился на 26%, денежная масса М3 - на 17%", - заметил Манагадзе.
Ираклий Манагадзе особо подчеркнул, что разница между банкнотным и официальным курсом лари не превышает 1-2 процента – это, по его словам, положительный фактор и свидетельствует о том, что формирующийся курс лари – реальный.
Ираклий Манагадзе назвал ряд положительных факторов, которые обусловило повышение курса лари. Это, в частности, антиинфляционный эффект - то, что укрепление лари оказало компенсирующее влияние на цены, и если бы не эти ревальвационные процессы, цены были бы гораздо выше. Кроме того, это и жесткие гарантии для тех слоев населения, основным источником доходов которых является средства из бюджета и которые получают доходы в лари.
Стабильная валюта, по его словам, снижает и банковские риски, и в стране наблюдается уменьшение процентных ставок при выдаче кредитов. Снижаются ставки и на аукционах кредитных ресурсов, ГКО и т.д Снизились расходы на обслуживание внешнего долга, отметил он, заметив, что стоимость зарубежной помощи уменьшается. Повышение лари выгодно и тем предпринимателям, которые взяли кредиты в инвалюте.
Ираклий Манагадзе отметил, что в ближайшем будущем для избежания спекулятивных моментов, связанных с курсом лари, минфин и Нацбанк должны предпринимать общие усилия - это и оптимальное расходование правительственных депозитов и координирование финансовой, банковской и т.д. политики.