Российские транспортники оповестили грузинских коллег о своем решении запретить с 15 сентября 2004 года пассажирские автомобильные перевозки между Грузией и Россией, а с 1 октября 2004 года – закрыть для Грузии свое воздушное пространство. Об этом "Новости-Грузия" сообщили в Министерстве экономики Грузии.
В письме российской стороны в адрес администрации гражданской авиации Грузии указывается, что аэронавигационное обслуживание грузинских авиакомпаний решено прекратить из-за невыплаты последними задолженности в 3,8 млн долларов. В письме в адрес администрации автомобильного транспорта Грузии свое решение запрета пассажирских перевозок грузинскими перевозчиками российская сторона обосновывает несоблюдением грузинской стороной паритета квот.
Как заявил в интервью "Новости-Грузия" заместитель министра экономического развития Грузии Гено Мурадиани, курирующий транспортные вопросы, указанные решения российской стороны противозаконны, а ее претензии не имеют под собой оснований.
По словам Мурадиани, письма с уведомлением о санкциях в Тбилиси пришли из Министерства транспорта РФ.
Как пояснил Гено Мурадиани, почти все грузинские авиакомпании, которые указаны в списке должников российской стороне, уже давно не существуют. "Те же, которые в настоящее время выполняют рейсы в направлении России, например, "Айр-Зена", "Тбилавиамшени", долгов перед этим государством не имеют", - отметил он.
Главное же, подчеркнул Мурадиани, что грузинские авиакомпании – юридические лица частного права, и все спорные вопросы российская сторона должна решать непосредственно с ними, в частности, посредством арбитражного суда, а не возводить это на государственный уровень.
"У некоторых российских авиакомпаний имеется задолженность перед "Сакаэронавигацией", однако это не повод закрывать для России грузинское воздушное пространство", заметил при этом Мурадиани.
"Что касается автомобильного сообщения, то никаких проблем с предоставлением россиянам права выполнения рейсов нет; другое дело, что с их стороны подобных заявок в течение года практически не поступало", отметил Мурадиани.
По его словам, "за 9 месяцев 2004 года грузинскими перевозчиками выполнено 277 рейсов между Россией и Грузией, российскими – всего один, и такое положение дел обусловлено спросом населения, а не какими-либо официальными препонами".
Гено Мурадиани подчеркнул, что несколько дней назад российское транспортное ведомство обратилось с просьбой разрешить выполнение рейсов по направлению Санкт-Петербург – Кутаиси, и это разрешение сразу же было дано.
"Мы полагаем, что решение российской стороны об ограничении транспортного сообщения с Грузией, скорее, политического характера ", - заявил Гено Мурадиани.
По его словам, администрации гражданской авиации и воздушного транспорта уже направили российским коллегам письма с предложением проведения переговоров, на которых и будут решены все проблемные вопросы. Замминистра отметил, что грузинское государство готово выплатить долги в авиасфере – если, конечно, российская сторона обоснует, что именно государство – ее должник.
Гено Мурадиани сообщил, что председатель администрации гражданской авиации Грузии Георгий Мжаванадзе намерен обсудить вопрос об ограничении воздушного сообщения в ходе запланированного ранее рабочего визита в Москву, который начнется 20 сентября.
"К решению проблем в транспортной сфере между двумя странами уже подключились МИД Грузии и аппарат премьер-министра страны, эти вопросы планируется обсудить в период саммита в Астане в сентябре", отметил замминистра.
По словам Гено Мурадиани, о письмах в адрес грузинских транспортных администраций поставлено в известность посольство России в Грузии, представители которого выразили недоумение сложившейся ситуацией, в курсе дел и МИД РФ.
Замминистра сообщил, что в настоящее время автомобильное сообщение между Грузией и Россией де-факто прервано. По его словам, "несколько дней назад российская сторона, мотивируя свое решение борьбой с терроризмом, закрыла движение через Верхний Ларс, в минувшую пятницу частично открыла – пропускался лишь транспорт с российской стороны, а также машины с российскими номерами или гражданами; с утра же 13 сентября Верхний Ларс вновь полностью закрыт".