Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований Российской академии наук
- 4 сентября этого года российский самолет амфибия Бе-200 за короткое время потушил в Италии лесной пожар на площади в несколько гектаров, произведя 15 сбросов воды общей массой 110 т. Бе-200, принадлежащий российскому центру гидроавиации (г. Таганрог), был передан в лизинг фирме "Сарэм". Итальянская фирма использует российский самолет для тушения пожаров по контрактам с правительственными структурами своей страны.
В июле этого года первые два серийных Бе-200 поставлены на дежурство и в составе авиационной группы Министерства по чрезвычайным ситуациям Рос-сии. Они получили индекс Бе-200ЧС.
В мире каждый год полыхают сотни лесных пожаров. Эффективность их туше-ния самолетами-амфибиями очевидна. В отличие от "сухопутных" самолетов они способны за считанные минуты набирать воду на глиссировании с наибо-лее близкого к очагу пожара водоема даже не очень большого размера, и затем значительно быстрее, чем, скажем, вертолет, доставлять ее к "цели".
В России еще в 1993 году было переоборудовано в противопожарные пять во-енных противолодочных самолетов-амфибий Бе-12. В одном из вылетов для тушения пожара Бе-12П ("П" - значит пожарный) достиг рекордной для себя производительности сбросов на очаг пожара 132 т воды при разовом ее запасе на борту всего 6 тонн. Нетрудно подсчитать, что за время одного вылета было выполнено 22 забора и сброса воды. Это было началом проекта Бе-200, кото-рый теперь можно считать воплотившимся в жизнь.
Бе-200ЧС может разово доставить к месту пожара до 12 т и без дозаправки топливом сбросить 270 т воды. По своим летно-техническим характеристикам он значительно превосходит известный канадский пожарник CL-415 и другие по-добные зарубежные летательные аппараты. Помимо тушения пожаров Бе-200ЧС может контролировать состояние окружающей среды, загрязнение вод-ной поверхности, радиационную обстановку, включая взятие для этого проб воды, воздуха и проведение их экспресс-анализа на борту самолета. Благодаря высокой мореходности он по праву считается лучшим средством спасения на море, так как может доставлять к месту происшествия плоты и катера со спаса-телями, подбирать пострадавших с воды и сразу же оказывать им медицинскую помощь.
Кроме специального оборудования и средств спасения Бе-200ЧС может доставить до 50 спасателей и эвакуировать до 60 сидячих пострадавших или 30 лежачих.
По заявлению заместителя главы МЧС России Юрия Бражникова, Европейский союз поддержал российскую идею создания "евроэскадрильи" из самолетов и вертолетов, специально предназначенных для борьбы с пожарами, экологическими катастрофами, для поиска и спасения терпящих бедствие. За такую ини-циативу высказались Германия, Италия, Франция и Греция. Силы и средства "евроэскадрильи" будут задействованы по просьбе государств, когда их нацио-нальные подразделения не смогут самостоятельно справиться с решением задач подобного рода.
Например, в случае техногенной катастрофы или террористи-ческого акта, влекущих за собой тяжелые жертвы и разрушения. По мнению Бражникова, Россия может поставить в "евроэскадрилью" самолеты Бе-200 и Ил-76, вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТВ и Ка-32А. "Основную роль, конечно, бу-дет играть Бе-200" - сказал он. - Формирование "евроэскадрильи" ожидается летом 2005 г".
Не прекращаются работы в России и по самому большому в мире реактивному самолету-амфибии А-40 "Альбатрос", совершенство которого уже подтверждено 148 мировыми рекордами. А-40 стал базовым для создания различных модификаций. На его базе разработан самолет-амфибия А-42П, предназначенный для тушения пожаров, поисково-спасательных и патрульных задач.
А-42П может сбрасывать не 12, как Бе-200, а сразу 25 т воды и применяться для тушения крупных лесных или индустриальных пожаров. Он почти в два раза превышает Бе-200 по эвакоемкости и значительно - по дальности и мореходности.
Для зарубежных заказчиков создан экспортный вариант "Альбатроса" - А-42ПЭ.
Российские конструкторы занимаются проработкой и новых проектов гидроавиации. Гигантский опыт позволяет им "замахиваться" на такие перспективные изделия, как 2500-тонный полусамолет, полукорабль, способный перевозить 1000 т полезной нагрузки. На крейсерском режиме эта машина будет использовать экранный эффект при полете над поверхностью океана на небольшой высоте.
Создание такого самолета может дать мощный толчок для дальнейшего развития рынка перевозок крупногабаритных грузов, где сегодня успешно работают российские и украинские авиакомпании, эксплуатирующие уникальные тяжелые самолеты "Руслан", "Антей" и "Мрия".
По мнению генерального директора Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г.Бериева Виктора Кобзева, российская гидро-авиация сегодня представляет собой вполне конкурентноспособный в миро-вом масштабе вид авиации, а Россия может стать "законодателем мод" в области гидроавиационной техники. –0-