В конце сентября в комитетах и комиссиях Государственной думы России начинается детальное обсуждение проекта государственного бюджета на 2005 год.
Не исключено, что основные дебаты в здании на Охотном ряду развернутся на этот раз не, как обычно, вокруг средств, выделенных на решение социальных проблем общества, а о деньгах, направленных на решение вопросов обороны и борьбы с терроризмом.
Известно, что на национальную оборону проектом бюджета выделено 529,133 млрд. рублей (около 20 млрд. долларов). Это на 27,9 процента больше, чем в 2004 году. Причем, на ядерно-технический комплекс средства увеличены на 54,8 процента и составят 8,693 млрд. рублей (примерно 289 млн. долларов), на прикладные научно-исследовательские работы в области обороны - на 27,7 процента (81,175 млрд. рублей или 2,7 млрд. долларов).
На органы безопасности (ФСБ, ФСО и другие) пойдет 61,863 млрд. рублей, что тоже на 27,7 процента больше, чем в 2004 году, и будет равно 2,06 млрд. долларов. На прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности выделяется 3,190 млрд. рублей (превышение по сравнению с прошлым годом на 22,3 процента). Это чуть больше 100 млн. долларов США.
Безусловно, это далеко не все средства, которые предполагается направить на решение вопросов национальной обороны и безопасности, в том числе и на борьбу с терроризмом, мы выделили только те, что, как говорится, непосредственно касаются этой задачи. Хотя, понятно, что такое выделение весьма условно. Укрепить оборону и безопасность невозможно и без решения других не менее важных задач, таких как профессиональная подготовка кадров, их отбор и пополнение, решение социальных задач сотрудников правоохранительных органов, личного состава армии и флота, их продовольственное, вещевое и медицинско-курортное обеспечение Эти цифры открыты.
Закрыты другие цифры. А именно, какие средства, в какой пропорции и насколько последовательно будут идти на оснащение органов правопорядка, спецчастей и воинских подразделений, занятых борьбой с терроризмом, современной техникой и оружием, помогающими решить эту столь технологически трудную боевую задачу. Соответствующей технической оснасткой армия, пограничники и специальные подразделения не обеспечены или обеспечены не в той мере, какую требует обстановка фактической войны с террором.
И речь идет не только о каких-то сложных технологических сооружениях, вроде СВЧ-излучателях и рентгенометрах, способных засечь взрывчатку среди груза продовольствия или строительных материалов, перевозимых по стране транспортными фурами, а о ночных прицелах для солдата, о портативных станциях закрытой связи, которыми можно было оснастить каждого бойца, о легкопереносимых радиолокаторах и тепловизорах, размещенных на охраняемых объектах, в том числе и на границе, данные с которых в масштабах реального времени постоянно поступали бы на контрольные пункты.
И конечно, требуются небольшие беспилотные дистанционно управляемые летательные аппараты, которые постоянно барражировали бы над определенными участками, к примеру, горно-лесистой территории, передавая на командные пункты информацию о всех передвижениях в этом пространстве с выдачей на компьютеры пультов управления оружием координат замеченных целей.
Заявление министра финансов Алексея Кудрина, что деньги на обеспечение безопасности страны с 2000 по 2004 год возросли почти в четыре раза, не свидетельствуют практически ни о чем. Если не знать, на какие конкретно цели они выделялись, чем обернулись и обернуться в перспективе такие затраты. Судя по косвенным замечаниям разработчиков тех же беспилотных летательных аппаратов, на создание подобных технических средств, обеспечивающих эффективную борьбу с террористами, в предыдущие годы государственных инвестиций практически не было, или они были явно недостаточны.
Факт остается фактом: ни на одной крупной международной оружейной выставке, где подобные средства демонстрировали американские, израильские и французские фирмы, россиянам, кроме фанерных моделей, показать было нечего.
И проблема с «беспилотниками» не единственная из технических и технологических задач, без решения которой борьба с терроризмом не может дать столь необходимого и ожидаемого обществом эффекта. Тоже самое относится и к созданию других компактных и мобильных средств разведки и информации, которые можно быстро и незаметно для террористов внедрять в места захвата заложников или в другие «критические зоны».
Одна из причин больших потерь среди мирного населения и сотрудников «Альфы» и «Вымпела» при освобождении школьников и их родителей в Беслане была в том, что силовики не имели достоверно точной информации, где расположены мины, пулеметные гнезда и лежанки снайперов, как организована система охраны и обороны школьного здания. Получение такой информации путем наблюдения и опроса местных жителей, людей, сумевших вырваться из школы, заняло слишком много времени и не было закончено к моменту начала спонтанного штурма и спасения детей.
Известно, что у России пока проблема с подобной аппаратурой. Ее разработки в рамках гособоронзаказа только начинаются. Бюджет-2005 года, видимо, предусмотрел на это средства в рамках «прикладных научно-исследовательских работ в области национальной обороны и безопасности». Но пока эта техника будет разработана, испытана и запущена в серийное производство, пройдет достаточно много времени. Его у страны уже нет. Надо покупать такую аппаратуру за рубежом. Например, у того же Израиля, который не первый год борется с терроризмом и продолжает вкладывать значительные средства с создание технологии его предотвращения и пресечения.
Заложены ли средства на импорт такой продукции в бюджет на 2005 год или они будут найдены за счет других расходных статей, российская общественность, в том числе и ее экспертное сообщество, к сожалению, не извещены. Почему-то, считается, что это закрытая тема.
Не исключено, что в процессе обсуждения его деталей в комитетах и комиссиях Государственной Думы что-либо изменится. И на многие вопросы, будут даны конкретные и исчерпывающие ответы. Хотелось бы, чтобы борьба с терроризмом в бюджете 2005 года была выделена в отдельную комплексную задачу, чего пока там нет, и, хотя бы большинство ее направлений, исключая самые секретные, все же были доведены до сведения общественности.-0-