«Россия хочет быть и будет демократическим, рыночным и социальным государством» - заявил российский президент Владимир Путин, отвечая на вопросы участников Конгресса информационных агентств в Москве.
Всего месяц назад эти слова можно было бы воспринять как дежурную фразу из хорошо известного «джентльменского набора» президента Путина. В наши дни назвать их ни к чему не обязывающей банальностью уже не получится. Это указание на политическую программу, своего рода присяга на верность, данная в минуты серьезнейшего выбора.
Бессмысленно прятаться от жестокой правды: терроризм действительно стал для сегодняшней России угрозой, ставящей под вопрос ее предыдущие достижения на пути к демократии и рынку.
«Неизбежен ли откат назад? Насколько придется поступиться свободой ради безопасности и надо ли это делать?», - вот вопросы, на которые, вероятно, отвечают сегодня не только политические аналитики в России и за рубежом, но и сам президент Путин.
При этом проблемы президента России - это не просто личные проблемы Владимира Путина в поисках нового, адекватного ситуации политического стиля. Это прежде всего проблемы России, проблемы, связанные с ее двойственным положением в современном мире. С одной стороны, Россия - это часть Западной цивилизации, веками исповедующая те же ценности и стремящаяся к тем же идеалам. Но с другой стороны, Россия - это наиболее слабое звено Западной цивилизации, то место, где многие ее проблемы, будь то экономика, политика, финансы или безопасность, проявляются - и тоже веками - в наиболее открытой и острой форме.
Сегодня Запад в лице США и их союзников борется с международным терроризмом - в Ираке и Афганистане. Речь сейчас не идет о том, что в этой борьбе совершается немало ошибок и не все шаги хорошо обдумываются, что вызывает определенную напряженность в отношениях между странами Запада и бурные политические коллизии внутри них. Ситуация России принципиально иная: она вынуждена воевать с международным терроризмом на собственной территории, и эта война не может не накладывать существенный отпечаток на особенности ее демократии и рынка.
Сверхзадача Путина заключается в том, чтобы это был лишь отпечаток, поверхностный след, не затрагивающий ценностей и идеалов того общества, которое избрало его своим президентом. Вероятно, из понимания этого проистекают его настойчивые предложения о создании Общественной палаты, контролирующей действия власти, об усилении общественного контроля над действиями спецслужб. Новая формула Путина должна заключаться в следующем: «Государство и общество - союзники и партнеры в борьбе с терроризмом. Одиночество обречет на поражение и государство, и общество».
Справится ли Путин со своей сверхзадачей - покажет время. Однако намерение справиться уже высказано.