РОССИЯ : Рейтинг пяти лучших фантастических фильмов по версии газеты Guardian -четыре киноленты Голливуда и «Солярис» Андрея Тарковского

Подписаться
Ведущим британским ученым был задан вопрос: назовите самый лучший научно-фантастический фильм в истории мирового кино? В опросе газеты Guardian участвовали 60 профессоров английских университетов.

Ведущим британским ученым был задан вопрос: назовите самый лучший научно-фантастический фильм в истории мирового кино? В опросе газеты Guardian участвовали 60 профессоров английских университетов.

Вот верхушка рейтинга.

Среди пяти лучших фильмов: «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Космическая Одиссея 2001 года» Стенли Кубрика, «Звездные войны» Джорджа Лукаса, «Чужой» Ридли Скотта, а также «Солярис» Андрея Тарковского.

Удивительный факт! Единственный посторонний  (русский) фильм среди  кинолент Голливуда. Единственный малобюджетный фильм среди блокбастеров, на съемки каждого из которых,  были потрачены десятки миллионов долларов. Единственный медлительный фильм среди остросюжетных молний.

Фильм Тарковского «Солярис» – это  философская притча, духовный спор веры с неверием, где сюжет никакая не самоцель, а всего лишь повод к духовным прозрениям.

Шедевр Тарковского о планете Солярис  был снят в 1972 году на киностудии «Мосфильм» в самый тяжелый период общественного застоя в России.  Съемки фильма шли с большим трудом. Тарковский находился под тройным контролем партийных чиновников. Его блистательный взлет, победа на Венецианском кинофестивале 1962 года с дебютным фильмом «Иваново детство» стала полной неожиданностью для функционеров советского кинопроизводства.

Молодой режиссер абсолютно не вписывался в тогдашнее кино. Сын известного русского поэта Арсения Тарковского, Андрей Тарковский не скрывал своей религиозности, и  свои фильмы выстраивал как исповедь. Он был продолжателем идей Достоевского в кинематографе, и сделал центральной проблемой собственного творчества – муки человека идущего к Богу. В стране тотального атеизма духовный пафос Тарковского вызвал шок.

Почти 10 лет после триумфа в Венеции режиссер снимал единственный фильм «Андрей Рублев» о судьбе средневековой Руси и русского иконописца. Фильм бесконечное число раз заставляли переделывать, принуждали переснимать сцены и все заново монтировать. Еще не показанный фильм уже зло обсуждался критиками в печати, где Тарковского упрекали и в садизме, и в русском национализме и в апологии Христа. С огромным трудом  фильм был, наконец, разрешен к показам в кинотеатрах СССР в 1971 году. Но даже искалеченный цензурой шедевр произвел огромное впечатление на публику России, Европы и всего мира.

Фильм «Солярис» был третьим фильмом Тарковского. В нем режиссер впервые попытался на старте приспособиться к цензуре и уйти от злободневности в чистую поэзию и философию. Для этого маневра и был выбран научно-фантастический жанр, экранизация известного романа польского фантаста Станислава Лема «Солярис».

В романе фантаста речь шла о планете Солярис, сплошь покрытой единственным океаном, который представлял собой колоссальный мыслящий мозг. А сюжетом книги была  попытка ученых установить контакт с чудовищным мозгом. Все это по большому счету Тарковскому было неинтересно.

В его фильме мозг стал личиной Господа Бога, который погружен в свои высшие страсти, не ведая ничего о человеке. А когда, людям, наконец, удается воззвать к мозгу планеты, тот в ответ вскрывает подсознание землян, и исполняет их желания с такой страшной силой, что окончательно разрушает всякую возможность диалога. Например, к главному герою с того света живой приходит покойная жена.

В «Солярисе» Тарковский окончательно нащупал свою духовную линию – изучение окрестностей Бога, демонстрацию вариаций на темы Страшного Суда, анализ исполнения желаний.

Фильм  вызвал восторг в мировом кинематографе, но разочаровал Станислава Лема, который не желал видеть свои научные идеи в одеждах Христа, и говорил, что даже ни разу не досмотрел фильм до конца.

Тактика борьбы с цензурой принесла Тарковскому временный успех. Фантастический фильм показался слишком далеким от жизни СССР и был сразу выпущен на экраны страны. Но уже следующий фильм Тарковского о собственном детстве «Зеркало» вновь обрек режиссера на муки борьбы с партийными бонзами.

Тогда Тарковский снова снимает фантастику, фильм «Сталкер». Но на сей раз обмануть цензуру фантастикой не удается – в фильме о запретной зоне, оставшейся после космического контакта с инопланетянами, блюстители советской нравственности увидели мрачную метафору: вся наша страна – такая же зона.

В конце концов, в 1982 году режиссер был вынужден эмигрировать на Запад.
Но вот парадокс, лишившись губительного контроля, Тарковский заметно ослабел творчески, и его последние фильмы, снятые в Италии и Швеции «Ностальгия» (1983) и «Жертвоприношение» (1986) всего лишь талантливы, но не гениальны. –0-

Лента новостей
0