В Карагандинской области Казахстана во вторник состоится церемония официального начала строительства нефтепровода Атасу (Казахстан) - Алашанькоу (Китай). Он станет первым в республике "экспортным" нефтепроводом, по которому Казахстан сможет поставлять углеводороды на внешние рынки, минуя территорию России.
Согласно проекту, нефтепровод будет проложен от нефтеперекачивающей станции Атасу в Карагандинской области (центр Казахстана) до железнодорожной станции Алашанькоу на территории Китая.
По предварительным технико-экономическим показателям, протяженность нефтепровода составит 988 километров, диаметр - 813 миллиметров, пропускная способность на первом этапе реализации проекта - 10 миллионов тонн в год, на втором - до 20 миллионов тонн в год.
Завершить строительство нефтепровода планируется к середине декабря 2005 года, ввести в эксплуатацию - в 2006 году. После завершения строительства магистрали Атасу-Алашанькоу Китай будет получать нефть каспийского региона Казахстана.
Для строительства нефтепровода была создана совместная проектная компания ТОО "Казахстанско-китайский трубопровод", учредителями которой стали крупнейшая нефтетранспортная компания Казахстана АО "КазТрансОйл" и Китайская национальная корпорация по разведке и разработке нефти и газа с равными долями участия.
Железнодорожный узел Алашанькоу - крупнейший нефтяной перевалочный пункт КНР. В августе через него было пропущено 150 тысяч тонн нефти (36 тысяч баррелей в сутки), что на 35% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.
Казахстан действует "абсолютно правильно, открывая новые направления, в том числе и поставки нефти в Китай", - заявил журналистам после открытия Национальной выставки России в Казахстане министр энергетики и промышленности России Виктор Христенко.
По его мнению, "это абсолютно адекватная, нормальная работа". Христенко признал, что "такой гигантский и крайне перспективный рынок, как Китай, безусловно привлекает внимание".
По словам главы Минэнерго России, присоединение России к нефтепроводу Казахстан-Китай "в значительной степени будет зависеть от условий, которые будут связаны с его эксплуатацией".
В тоже время он высказался за то, чтобы "наши перспективы по объему добычи (нефти и газа) и направлениям (транспортировки) как можно на более ранней стадии были известны друг другу и согласованы". "Тогда мы будем, с одной стороны, лишены сюрпризов, с другой стороны, готовы к любым вариантам развития событий", - сказал он.
"Мы сегодня ведем с Казахстаном перспективную работу по нефтяному и газовому балансу, в том числе и для того, чтобы обеспечить совершено четкие приоритеты под перспективные проекты развития трубопроводного транспорта", - подчеркнул Христенко.