РОССИЯ : На вооружение российской армии поступает новый комплекс высокоточного ударного оружия

Подписаться
В конце августа президент России Владимир Путин принял в Кремле министра обороны Сергея Иванова и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил генерал-полковника Юрия Балуевского.

В конце августа президент России Владимир Путин принял в Кремле министра обороны Сергея Иванова и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил генерал-полковника Юрия Балуевского.

Руководители военного ведомства доложили Верховному Главнокомандующему о ходе работы над проектом военного бюджета на 2005 год, а также о том, что закончены государственные испытания оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Искандер», который с будущего года запускается в серийное производство и начинает поступать в войска.

Что представляет собой ОТРК «Искандер-Э», специалистам достаточно хорошо известно. Он уже демонстрировался на международных выставках вооружений, в частности в Абу-Даби и Нижнем Тагиле. В ракетный комплекс входят пункт подготовки информации, командно-штабная машина, транспортно-заряжающая, машина обеспечения и машина регламента и технического обслуживания. И, конечно, сама пусковая установка. Предназначено все это для скрытной подготовки и нанесения эффективных ракетных ударов по малоразмерным и площадным целям (ракетным комплексам, реактивным системам залпового огня, дальнобойной артиллерии, авиации на аэродромах, командным пунктам и узлам связи, базам и арсеналам, важнейшим объектам промышленной инфраструктуры. Дальность пуска ракеты «Искандера-Э» лежит в пределах 50-280 км. Стартовая масса ракеты - 3800 кг, боеголовки в неядерном снаряжении (кассетной, осколочно-фугасной и проникающей) - 480 кг.

Система управления - автономная, инерциальная, комплексируемая с оптической головкой самонаведения. Шасси у каждой машины комплекса - колесное, повышенной проходимости. На пусковой - две ракеты. Масса пусковой установки -40000 кг. В боевой расчет входят 3(!) человека. Диапазон температур, в которых может применяться комплекс: от минус 50 до плюс 50С.

Систему вооружения с такими характеристиками давно ждали в Российской армии. Больше того, еще 15 лет назад войска готовились вот-вот получить близкий по своим боевым возможностям ракетный комплекс ОТР-23 «Ока». Но сошедшие с заводского конвейера несколько сотен установок вдруг превратились в разменную карту для политиков и... были уничтожены до того, как стали штатным вооружением.

Поэтому сам факт рождения и путь в армию «Искандера» уже выглядят уникальными, отражая драматизм судьбы всей отечественной оборонки - от почти полного разрушения в начале 90-х через затяжной кризис к медленному, но уверенному выздоровлению.


Смерть на взлете

С создателями «Искандера-Э» генеральным конструктором КБ машиностроения из подмосковной Коломны Сергеем Непобедимым и его заместителем Олегом Мамалыгой мы познакомились в далеком 1989 году. Об «Искандере» тогда и речи не шло. Известные только среди узкого круга специалистов, секретные конструкторы вынуждены были в те дни ходить по кабинетам высокопоставленных чиновников ЦК КПСС, Совмина, по редакциям центральных газет, чтобы спасти свое детище - оперативно-тактический ракетный комплекс ОТР-23 «Оку», или, как ее называли на Западе, SS-23 Spider («Паук»).

По настоятельному требованию американцев оперативно-тактический комплекс ОТР-23 «Ока» был включен в Договор по ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), хотя по своим тактико-техническим характеристикам под действие этого договора подпадать в принципе не мог. У него дальность пуска ракеты составляла всего 400 км, а договор распространялся на ракеты с дальностью от 500 до 5500 км. Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе согласились на упоминание ОТР-23 в этом документе, даже не поставив в известность ни министра обороны маршала Дмитрия Язова, ни начальника Генерального штаба маршала Сергея Ахромеева.    

Конструкторы Сергей Непобедимый и Олег Мамалыга доказывали, что «Ока» никак не может быть взорвана. Не только потому, что не попадает под параметры РСМД, но и потому, что это уникальное оружие, которого нет ни у одной армии мира. Уничтожать то, что принадлежит лишь тебе одному, бесхозяйственно и по большому счету глупо.

Комплекс «Ока» в целом обладал превосходной тактической маневренностью благодаря высокой проходимости боевых машин. Особенно отличалась уникальная пусковая установка: смонтированная на плавающем шасси, она могла преодолевать любое бездорожье и водные преграды и при необходимости действовать автономно от остальных элементов комплекса. Ее можно было перебросить в любую точку планеты - по воздуху, железнодорожным и морским транспортом. Высокая мобильность комплекса и малое время подготовки ракет к пуску делали его практически неуязвимым для обычных средств поражения.

Кроме того, одноступенчатая ракета 9К714 могла перенацеливаться в полете, не поддавалась воздействию средств радиоэлектронной борьбы, ее боеголовка была способна преодолевать систему ПРО и ПВО. Ее не сбивала даже Patriot PAC-3. На этой системе была впервые применена известная теперь по американским самолетам-невидимкам технология «Стеле». Ядерная боеголовка ракеты заменялась фугасной или объемно-вакуумной, но эффективность удара из-за высокой точности ее попадания в цель оставалась неизменно высокой.

Причем экипажу пусковой установки не требовалось даже покидать кабину при подготовке ракеты к старту и во время пуска. У «Оки», доказывали конструкторы, есть и ряд других неповторимых особенностей, без которых боевая мощь Сухопутных войск снизится на порядки.

Но если все-таки мы по каким-то непонятным для нормальной логики обстоятельствам вынуждены будем согласиться на ликвидацию системы, то, убеждали конструкторы, ее не нужно уничтожать, а конверсировать - использовать в научных целях, для запуска в атмосферу планеты геофизической исследовательской аппаратуры. И в крайнем случае - не взрывать, а разбирать или резать, ведь в ракете уйма остродефицитных и драгоценных металлов. Преступно выбрасывать на ветер народные деньги. Но у кремлевских политиков были свои резоны.

В ЦК КПСС, чтобы соблюсти державное лицо, приказали провести демонстрационный пуск ракеты ОТР-23 на полигоне Капустин Яр на требуемые 500 км. Как раз в то время, когда над ним будет пролетать американский спутник. Слова Непобедимого, что законы баллистики не позволяют этого сделать, на инструкторов партийного штаба не произвели никакого впечатления.

- При чем тут баллистика, - заявляли они, - если этого требуют государственные интересы. Создатель восемнадцати видов оружия лауреат Ленинской и Государственной премий Сергей
 
Непобедимый категорически отказался выполнять установки ЦК. Он с обширным инфарктом попал в госпиталь. Тогда было принято решение провести пуск ракеты без него. Полигон оцепили, назначили дату учений, но... без подписи генерального конструктора на рискованный эксперимент никто не решился.

А «Оку» все равно взорвали. Это случилось осенью 1989 года на степном полигоне Сары-Озек под Алма-Атой. Всего уничтожили 360 комплексов (239 боевых и 121 учебный). Мне довелось быть свидетелем одной такой печальной процедуры. Больно было смотреть, как взлетает на воздух народное достояние, как, не стесняясь слез, плачут седые заслуженные конструкторы...

Потом была ликвидирована вся технологическая оснастка для ОТР-23, чертежи, технические заделы на серийных заводах. Пара батарей «Оки» оставались еще в Чехословакии и Болгарии. Но и там их нашла «ликвидационная комиссия» Пентагона. Казалось, уникальный и единственный на тот момент оперативно-тактический комплекс России умер навсегда. Окончательно и безвозвратно. Но «ликвидаторы» по обеим сторонам океана просчитались.


Наука бескорыстия

После уничтожения «Оки» и ее модернизированного варианта «Оки-У», которую можно было наводить в полете как по неподвижным, так и по подвижным целям, передавая команды с самолета дальнего радиолокационного дозора и управления А-50, Сергей Павлович Непобедимый написал заявление об отставке. В нем ликвидацию комплекса назвал предательством страны и ее армии. Генеральным конструктором КБМ назначили заместителя Непобедимого Николая Гущина. Олег Мамалыга остался главным конструктором как бы не боевого комплекса, а многоцелевой ракеты для геофизических исследований «Сфера».

«Сфер» этих было много - «Сфера-M», «Сфера-М1», «Сфера-М2». Делали их в Коломне, что называется, на голом энтузиазме и абсолютном финансовом бескорыстии - государство в те годы не выделяло им ни копейки бюджетных средств. Если бы не продажа за рубеж переносных зенитных ракет «Стрела» и «Игла», противотанковых управляемых ракет «Малютка-2» и «Штурм», созданных, кстати, под руководством Непобедимого, даже зарплату людям платить было бы нечем.

Мамалыга и его товарищи тоже пытались протолкнуть «Сферу» на международный рынок. Комплекс предоставлял уникальные возможности для проведения биологических, технологических, металловедческих, астрономических, любых других исследований и экспериментов в околоземном космическом пространстве, в атмосфере, ионосфере и магнитосфере Земли на высотах от 300 до 600 км.

Это было гораздо дешевле, чем тратить на такую работу спутники, так как позволяло накопить большой статистический материал и сравнить результаты исследований, загружая возвращаемую научную аппаратуру различными модельными объектами.

- Особый интерес, - говорил Олег Мамалыга, - наша «Сфера» должна вызвать у геофизиков, метеорологов и экологов, так как дает возможность изучать авроральные зоны, то есть те околоземные пространства, где зарождается полярное сияние.

А если понять механизм их возникновения, можно будет научиться латать озоновые дыры, избавить человечество от перманентной угрозы кислородного голодания и смертельных ожогов от непрофильтрованных ультрафиолетовых лучей.

Но маркетинг рынка геофизических услуг как-то быстро притушил романтизм Мамалыги. Оказалось, что там прочно обосновались США, Канада и Великобритания, пускать чужаков в свой «огород» они не собирались. Это главному конструктору «Сферы» популярно объяснили «коллеги» из западных стран на выставке в Ле Бурже, куда он впервые выехал со своим проектом в качестве стендиста.

Ту же самую информацию открытым текстом высказали ему и на МАКСе - Международном авиакосмическом авиасалоне в Жуковском. И хотя коломенцев поддержало Российское космическое агентство, Росгидромет, НПО имени Лавочкина, НИЦ космической системотехники, все же получить заказы, выйти за рамки опытно-конструкторских разработок им не удавалось.

Получалось, что «Сфера» не нужна не только на Западе, но и в России только потому, что у отечественной науки нет денег как на то, чтобы приобрести уникальный исследовательский комплекс, так и для того, чтобы загрузить его полезной аппаратурой. Геофизических исследований в атмосфере (и за ее пределами) долгое время никто вообще не проводит. Было от чего потерять голову. Но Мамалыга, ко всеобщему удивлению, не терял оптимизма. Даже непонятно почему.

Понимание пришло, когда он порекомендовал повнимательнее присмотреться к ракете, которую предполагалось использовать в комплексе «Сфера». По внешним очертаниям она очень сильно напоминала 9К714. Может, только какие-то детали, незаметные дилетанту, вроде размеров оперения отличали одно изделие от другого. А вот параметры были, что называется, практически одни и те же.

Масса боеголовки у «Оки» - 450 кг, у «Сферы» - до 500. Длина ракет соответственно 7,52 и 7,7 м. Диаметр - 0,97 и 0,92 м. И там, и здесь твердотопливный двигатель. Только вот масса пусковой установки резко отличалась: больше чем на полторы тонны. В одном случае нужна самоходная платформа на бронированном автомобильном шасси. В другом - буксируемая тележка со стартовым столом.

Но еще больше можно было прийти в изумление, когда стало известно, что КБМ и Олег Мамалыга работают над созданием оперативно-тактического комплекса «Искандер-Э». Буква «Э», понятно, означала, что изделие будет предназначено для экспорта. Отсюда и сравнительно небольшая дальность пуска - 280 км, такие комплексы не подпадают под действие Договора о нераспространении ракет и ракетных технологий (он запрещает поставлять на экспорт ракетные комплексы с дальностью свыше 300 км). И головная часть ракеты тоже не очень тяжелая - всего 480 кг. Как раз для осколочно-фугасных и кассетных боеголовок - самый маленький ядерный боезаряд, созданный в третьих странах, в эти габариты не вписывается. Но все остальное, как у «Оки», -точность и эффективность.

Правда, на первой же международной выставке, где пытались продемонстрировать «Искандер-Э», - на МАКСе-1999 произошел казус. Начальник вооружения Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов перед самым открытием выставки приказал... немедленно убрать этот экспонат. Специалисты начали догадываться, комплекс без приставки «Э», видимо, может поступить на вооружение и родной армии.

Ракета с интеллектом

Чем «Искандер-Э», впитавший в себя все уникальные достоинства предшественницы, все-таки отличается от собственной «бабушки» - «Оки»? Конечно, внешним видом. В одном случае это четырехколесный бронетранспортер, в другом - автомобиль. Правда, тоже на четырех осях. А
 платформа практически осталась одна и та же. Но вот особенность: если ОТР-23 везла одну ракету, то «Искандер-Э» уже две. Причем каждая из них может иметь свою цель. И лететь к ней, одна за другой, через считанные секунды.

Нетрудно понять, что такую способность машине придает мощный компьютер, установленный на ее борту. Команды он может принимать в реальном масштабе времени из КШМ, экипаж которой в свою очередь получает информацию от агентурной и войсковой разведки, от различных технических средств, в том числе и со спутника, с отечественного АВАКСа - самолета А-50 и с беспилотных летательных аппаратов. Хотя БПЛА такого радиуса действия - в 300 км - на вооружении Сухопутных войск пока нет.

Но даже без них практически мгновенная обработка разведывательной информации, поступающей из любых достоверных источников, перевод ее в командные установки для нанесения удара, управление ракетой на траектории, ее безразличие к воздействию РЭБ противника превращают «Искандер-Э» в высокоточный разведывательно-ударный комплекс сухопутных войск.

А главное достоинство реинкарнированной «Оки» - широчайшие возможности бортового компьютера- приумножается уникальными качествами головки самонаведения ракеты (ГСН). Созданная в ЦНИИ автоматики и гидравлики, она обладает способностью распознавать цель по ее внешнему облику, проще говоря, по фотографии. Принцип действия этой системы на первый взгляд прост (по-научному он называется корреляционно-экстремальный). Оптическая аппаратура формирует изображение местности в районе цели, которое постоянно сравнивается в бортовом компьютере с программными установками, то есть с заданной фотографией, после чего выдаются корректирующие команды на органы управления ракеты - ее рули и сопла. Ракете достаточно вывести ГСН в заданный район, а дальше все сделает автоматика. Летящую к цели со сверхзвуковой скоростью и маневрирующую головную часть не в состоянии сбить с траектории никто и ничто. Правда, у любой оптики есть небольшие недостатки. Ей мешает облачность и туман. Но для того, чтобы эти природные и метеорологические условия не стали препятствием для «Искандера-Э», боеголовка скомплексирована еще и с радиолокационной системой наведения, которой уже никакая непогода не помеха. И теперь любую цель можно поразить даже в безлунную ночь, при самом плотном тумане.

Олег Мамалыга говорил мне, что «Искандер-Э» создавался в первую очередь для экспорта в страны Ближнего и Среднего Востока. Отсюда и его название - «Искандер», по-арабски это имя Александра Македонского, великого и непобедимого, которого до сих пор боготворят в этих краях. Уважают его и в Индии, и в Китае, хотя туда он со своей армией дойти так и не сумел. Разговоры о поставках «Искандера-Э» в небедные азиатские страны идут уже несколько лет, с момента первого показа системы на выставке в Абу-Даби. Но контрактов пока нет. Причин несколько: трудно договориться о цене - все хотят ее снизить, кроме того, ударному комплексу нужны системы разведки - тот же АВАКС, поставки в Индию российского самолета А-50 только начинаются, а главное - трудно продать то оружие, которым не пользуется родная армия. Сразу возникают вопросы: если оно такое хорошее, то почему его нет у вас на вооружении? Ответы вроде того, что есть сложности с финансами, сегодня никого не убеждают. А вот доклад руководителей Минобороны президенту о том, что с 2005 года «Искандер» идет в серию, конечно же, здорово поспособствует экспорту ОТРК.  Свидетельствует он и о возрождении ударной мощи российских Сухопутных войск.

Конечно, можно рассуждать, почему сброс информации об «Искандере» на столь высоком государственном уровне произошел накануне обсуждения бюджета-2005 в Государственной Думе. Не связано ли это также с безразлично-негативным отношением России к расширению НАТО на Восток и попыткой США передислоцировать свои военные базы из Германии в Польшу, Румынию, страны Балтии - поближе к российским границам? Может, это наш своеобразный неадекватный ответ таким планам? Но это лишь журналистские догадки. Хотя и без них будет справедливым сказать главное - у нас есть все основания считать, что оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер» стал той первой ласточкой, которая, если и не делает весну, то напоминает о ее непременном приходе.

Лента новостей
0