РОССИЯ : Киотский протокол - Россия, Буш и Кэрри

Подписаться
Все последние дни в Москве принимали поздравления. Политические деятели, министры, дипломаты из многих стран выражали России признательность за принятое ее правительством решение о поддержке процедуры ратификации Киотского протокола.

Все последние дни в Москве принимали поздравления. Политические деятели, министры, дипломаты из многих стран выражали России признательность за принятое ее правительством решение  о поддержке  процедуры ратификации Киотского протокола.

Чувство благодарности по отношению к России, выраженное представителями Германии, Франции, Великобритании, Италии, Японии, Испании, Новой Зеландии и других стран легко понять. Россия, как и США после прихода в Белый дом республиканской администрации Джорджа Буша, слыла противником процессов, начатых в Киото. А без ее согласия решения других 122 стран, ратифицировавших Киотский протокол, не смогут приобрести силы международного соглашения. Теперь же, как заявляет ряд мировых экспертов по климату, перспективы осуществления международного контроля над выбросами парниковых газов становятся гораздо более определенными.

Безусловно, определенность такого рода стала более зримой. Однако лично я пока не могу присоединиться к общему хору «оптимистов Киото». Дело в том, что существеннейшим фактором остается позиция США. И она в ближайшие месяцы будет, хотя и косвенно, но весьма существенно влиять на решения, принимаемые в России.

Дело в том, что российское правительство на своем заседании 30 сентября всего лишь заявило о намерениях. Три месяца оно дает себе на то, чтобы подготовить перечень мероприятий, необходимых для реализации Киотского протокола. Вероятно, только после этого президент сможет официально направить проект закона о ратификации в Государственную думу, хотя неофициальные консультации о судьбе протокола могут состояться в российском парламенте и раньше.

Тем временем пройдут президентские выборы в США, и о позиции их победителя в отношении Киотского протокола будет хорошо известно в Москве. Впрочем, об этой позиции здесь прекрасно известно и сейчас. Буш – однозначно против, Кэрри – скорее за, чем против.

К возможному поведению России это имеет самое прямое отношение. Влияние противников Киотских процессов здесь весьма велико. На недавних парламентских слушаниях в Государственной думе против ратификации высказались все три думских комитета, готовивших вопрос к рассмотрению. Такого единодушия по международному вопросу в стенах российского парламента не было с 1999 года, когда здесь выражали бурные протесты против натовских бомбардировок Югославии.

Удастся ли президенту Владимиру Путину переубедить парламент? Следует учитывать, что для российского президента ратификация Россией Киотского протокола весьма очевидным образом является составной частью его личных обязательств перед лидерами Европейского Союза. Весной нынешнего года ЕС после долгих лет переговоров открыл перед Россией дорогу во Всемирную торговую организацию на европейском направлении. Взамен Россия пообещала способствовать продвижению Киотского процесса.

Путин держит слово – в России этот процесс действительно начал «двигаться». И он весьма парадоксальным образом получит здесь максимальные шансы на успех в том случае, если на выборах в США 2 ноября 2004 года победит республиканец Джордж Буш.

Парламентских лоббистов национальной промышленности, называющих Киотский протокол «экономическим Освенцимом», будет гораздо легче убедить завершить элегантную международную политическую сделку под условным названием «Киото за ВТО», если они на сто процентов будут уверены в том, что окончательная ратификация протокола будет надежно заблокирована республиканской администрацией Буша.

Я далек от мысли о том, что приход в Белый дом демократа Джона Керри остудит намерения Владимира Путина добиться ратификации Россией Киотского протокола. Хотя бы потому, что российский президент – твердый сторонник вступления России в ВТО, а, кроме того, он весьма дорожит своей безукоризненной пока репутацией среди европейских лидеров как надежного политического партнера, человека, всегда держащего слово.

Однако Джон Керри в качестве президента США, политик, уже пообещавший поднимать весьма неприятные для России вопросы Чечни, свободы слова и российских ядерных арсеналов, одним своим появлением в Белом доме неизбежно активизирует российских изоляционистов, тех самых, которые называют Киотский протокол экономическим Освенцимом. И тогда лишь сверхчеловеческими усилиями Владимир Путин может получить у них «добро» на ратификацию протокола по климату. Это не будет невыполнимым. Но это будет крайне трудным делом.

Впрочем, в современом глобализирующемся мире по-другому уже и не бывает. Вероятно, американским избирателям откуда-нибудь из Флориды будет сегодня интересно узнать, что 2 ноября они будут голосовать не только за Буша или за Керри. Они будут голосовать еще и за то, ратифицирует ли Россия в ближайшее время Киотский протокол. –0-

Лента новостей
0