РОССИЯ : ЕС - Россия - двуликие отношения

Подписаться
Юрий Борко, директор департамента европейской интеграции Института Европы РАН

Юрий Борко, директор департамента европейской интеграции Института Европы РАН

- Когда-то  бог Янус был одним из популярных образов в лексиконе политиков и журналистов. Два его лика, обращенные – один в прошлое, а другой в будущее, использовались для напоминания о двух сторонах бытия, в том числе и о противоречивых отношениях  между людьми, и между государствами. И если теперь этот персонаж вспоминается очень редко, то лишь потому, что классическое образование, важнейшей частью которого было изучение истории и культуры греко-римской античности, сжалось подобно усохшей шагреневой коже. 

И все же, образ Януса бессмертен. В частности, сегодня его побуждают вспомнить сложные отношения между Россией и Европейским Союзом. У них тоже два лица: одно из них излучает сияние, на другом – гримаса глубокого скепсиса. По поводу каждого лица можно писать толстые трактаты. Но в данной статье речь пойдет лишь о тех сторонах отношений между Россией и ЕС, которые имеют актуальное и практическое значение накануне их очередного саммита, который состоится 11 ноября  в Гааге.
Сначала – о том, что внушает оптимизм. Весной нынешнего года отношения между Россией и ЕС были почти идиллическими. На состоявшемся 27 апреля первом заседании Постоянного Совета партнерства Стороны договорились по двум вопросам, связанным с расширением ЕС. Москва пошла навстречу Брюсселю, согласившись распространить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве на 10 новых государств-членов Евросоюза с 1 мая, то есть с момента их официального вступления в союз,  и без каких-либо предварительных условий. Брюссель пошел навстречу Москве, согласившись  подписать Совместное заявление, в котором были зафиксированы договоренности почти по всем вопросам, вызывавшим у России озабоченность в связи с расширением ЕС. Вечером, на заключительной пресс-конференции, министр иностранных дел председательствующей в то  время в ЕС Ирландии Брайан Коуэн (Brian Kowen), член Европейской Комиссии Крис Паттен (Chris Patten) и российский министр иностранных дел Сергей Лавров обменивались улыбками и рукопожатиями.

За первым компромиссом последовал второй. 21 мая на двустороннем саммите в Москве член Европейской Комиссии Паскаль Лами (Pascal Lamy) и российский министр экономического развития и торговли Герман Греф подписали соглашение, завершившее многолетние переговоры об условиях вступления России в ВТО. Брюссель учел также позицию Москвы в важнейшем для нее вопросе – о сближении внутренних и внешних цен на российский газ. Был принят график повышения внутренних цен, предусмотренный  российской энергетической стратегией.  Россия, со своей стороны, пообещала ускорить ратификацию Киотского протокола об уменьшении выбросов углекислого газа в атмосферу, на чем упорно настаивал ЕС.

Участники майского саммита дали поручение должностным лицам и экспертам подготовить предложения по совместному плану действий в целях формирования четырех общих пространств ЕС-Россия, о чем Стороны договорились на саммите в Санкт-Петербурге 31 мая 2003 года. Напомним, что речь шла о создании Общего европейского экономического пространства, пространства свободы, безопасности и правопорядка, пространства сотрудничества в области внешней безопасности и, наконец, пространства науки, образования и культуры. На вечерней пресс-конференции у российского президента Владимира Путина и председателя Европейской Комиссии Романо Проди были основания для хорошего настроения.  

В течение всего лета в тиши московских и брюссельских кабинетов продолжалась напряженная работа, связанная с выполнением решений, принятых весной. Особенно интенсивно идет подготовка планов действий в целях создания Общего европейского экономического пространства. В начале июля Совет ЕС уполномочил Европейскую Комиссию начать переговоры с Россией в целях уточнения всех вопросов, касающихся упрощения процедур взаимной выдачи краткосрочных виз. 26 июля он же утвердил расширенную квоту на экспорт в ЕС российской стали, включая ее поставки в страны ЦВЕ – новые члены союза. Квота на 2004 г. составляет 1266 млн. т.

В конце сентября Москва и Брюссель договорились ввести единые ветеринарные сертификаты, которые будут использоваться всеми государствами-членами Союза, экспортирующими в Россию животноводческую продукцию. Кабинет министров РФ одобрил в начале октября Киотский протокол  и представляет его президенту для внесения на ратификацию в Государственную думу.При нынешнем составе Думы ратификация, видимо, не заставит себя ждать. Если учесть также значительный рост взаимной торговли и европейских инвестиций в российскую экономику в первой половине 2004 г., то можно лишь радоваться позитивной динамике отношений между Россией и ЕС. Это, как будто, предвещает безоблачную погоду на их будущем саммите в Гааге. Не так ли?

Но облака все же наплывают. Если климат экономического сотрудничества, скорее, благоприятен, то в сфере политических отношений между партнерами погода становится ветреной и прохладной. В последние месяцы общественность и масс медиа в странах Европы все громче говорят об авторитарных тенденциях в России, наступлении властей на свободу информации, нарушениях прав личности и т. д. Как это ни противоестественно, критика особенно усилилась после сентябрьской серии террористических актов в России, завершившихся трагедией в Беслане. Это чудовищное преступление потрясло весь мир. Но, наряду с соболезнованиями, потоком медикаментов и денежных средств, на Западе вновь обвинили Москву в том, она по-прежнему делает ставку на силовые методы стабилизации обстановки в Чечне, недооценивая политический  переговорный  процесс. Критике подверглись и предложенные Владимиром Путиным меры, направленные на укрепление государства и повышение эффективности борьбы против террористов. В последних числах сентября 100 видных политиков и представителей интеллигенции США и Европы опубликовали открытое письмо, заявив в нем, что «нынешнее российское руководство порывает с основополагающими демократическими ценностями евро-атлантического сообщества». Авторы обращения подвергли критике западных лидеров, по сути, потребовав от них порвать с курсом на стратегическое партнерство с Москвой.

В самой России эти обвинения вызвали разную реакцию. В основном она негативная. Западных критиков обвиняют в том, что они все еще придерживаются «двойного стандарта» в подходе к террористическим актам, односторонне воспринимают события в России, действия президента и правительства. Этим озабочен и Владимир Путин,  встречавшийся с западными и российскими журналистами. Отвечая на их вопросы, он подчеркнул, что Россия будет продолжать строительство демократического государства. Вместе с тем, ряд предложенных им мер, в том числе изменения в избирательной системе, вызвали критику со стороны российских демократов. Их позиция находится в стадии обсуждения, и предсказать, каковы будут результаты, вряд ли кто-нибудь возьмется.

На мой взгляд, западные критики российской жизни во многом правы. Но среди них есть немало радикалов, слишком нетерпеливых и агрессивных в своем восприятии современной России. В 90-е годы они заполняли европейскую прессу мрачными предсказаниями в духе Нострадамуса, уверяя в том, что в России скоро наступит Апокалипсис. Этот этап миновал, но впереди еще много испытаний. Не вызывает сомнений лишь то, что процессы становления демократии в России и мирного строительства в Чечне будут очень сложными и потребуют длительного времени. Таков был и собственный опыт становления западных демократий.

Трудно сказать, проявятся ли нынешние настроения европейской общественности в ходе предстоящего саммита Россия-ЕС. Европейские государственные лидеры, особенно президент Франции Жак Ширак и федеральный канцлер Германии Герхард Шредер, находятся под давлением. От них требуют размежеваться с Россией. Но они имеют дело с крупным государством, которое, во-первых, находится в стадии глубоких и длительных преобразований и, во-вторых, играет важную роль в Европе и во всем мире. Успешная борьба с международным терроризмом и становление новой системы глобального миропорядка невозможны без участия России. Скорее всего, именно эти факторы, а также взаимные экономические интересы долговременного характера, определят климат и результаты предстоящей встречи в Гааге. –0-    
 

 

 

Лента новостей
0