РОССИЯ : От атомных ледоколов к мобильным атомным станциям

Подписаться
Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований Российской академии наук

Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований Российской академии наук

- Россия - единственная страна в мире, имеющая флот гражданских атомных судов. Ледоколы с ядерными энергетическими установками более 40 лет успешно работают в Арктике. Проект первой реакторной установки для атомного ледокола "Ленин" был разработан в 1954-1955 годах, а в 1959 году атомное судно  введено в эксплуатацию. В 1975-1992 гг. были построены еще 7 атомных ледоколов и океанский лихтеровоз - контейнеровоз. Сегодня завершается строительство нового линейного ледокола "50 лет Победы". Разрабатываются проекты реакторов нового поколения для перспективных атомных ледоколов, которые придут на смену ныне действующим судам после 2015   г.

Но при этом сама идея плавучего атомного реактора приобретает самостоятельную жизнь.

Всего в России было произведено и эксплуатировалось несколько сотен корабельных атомных реакторов. Многолетняя эксплуатация  убедительно подтвердила их высокую надежность и живучесть, в том числе при аварийных ситуациях со сверхпроектными внешними  воздействиями на реакторную установку.

Российские технологии корабельных атомных энергетических установок относятся к достижениям мирового уровня, и сегодня их создатели стремятся использовать накопленный уникальный научно-технический и промышленный потенциал в гражданской атомной энергетике, в частности для атомных станций малой мощности. Для России такие станции особенно актуальны для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Использование там технологий "большой" атомной энергетики неприемлемо по экономическим причинам из-за высокой стоимости и длительных сроков строительства.

Проработки выполнены российскими атомщиками совместно  с судостроителями, показали реальную возможность создания на основе судовых реакторов энергоблоков для коммерческого производства электроэнергии и тепла. Эти энергоблоки могут быть как плавучими, так и наземными. Проектные заделы и база знаний  позволяют разработать такой блок за относительно короткий (около трех лет) срок с последующим  изготовлением  его российскими предприятиями в течение 4-5 лет.

Наиболее многобещающим считается плавучий энергоблок (ПЭБ), когда атомная паропроизводящая и паротурбинная установки монтируются на несамоходной барже или системе понтонов. В настоящее время разработан проект головной теплоэлектростанции на базе ПЭБ для города Северодвинска (Архангельской области). Проект включен в федеральную целевую программу "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года". Получены лицензии Федеральной службы атомного надзора на строительство и размещение этой станции.

Заинтересованность в совместном создании плавучих атомных станций малой мощности, в том числе для целей опреснения морской воды, выражают многие развивающиеся страны. По мнению генерального директора Международного агентства по атомной энергии М.эль-Барадеи, "разработка инновационных реакторов малой и средней мощности будет играть ключевую роль в вопросе  соответствия ядерных технологии  нуждам потребителей".

К числу важных преимуществ предлагаемой российскими специалистами технологии относится также возможность участия в сооружении плавучих атомных станций государств, обладающих достаточными для сооружения крупнотоннажных барж судостроительными мощностями и развитым энергомашиностроением. При этом собственно ядерная  технология будет находиться под контролем страны-поставщика реакторной установки - России. Это значит, что для массового  сооружения и использования таких станций может быть создан международный консорциум с широким участием разных государств мира.

Накопленный опыт и инфраструктура сервисного обслуживания судов атомного флота России позволяет свести к минимуму как затраты на техническое обслуживание при эксплуатации ПЭБ, так и требования к квалификации местной рабочей силы, что особенно важно для развивающихся стран.-0-

 

 

Лента новостей
0