РОССИЯ : Киотский протокол – перспективы ратификации

Подписаться
6 октября председатель правительства РФ Михаил Фрадков подписал постановление о представлении президенту РФ для внесения на ратификацию Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Протокол устанавливает ограничения на выброс в атмосферу так называемых парниковых газов.

6 октября председатель правительства РФ Михаил Фрадков подписал постановление о представлении президенту РФ для внесения на ратификацию Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Протокол устанавливает ограничения на выброс в атмосферу так называемых парниковых газов.   

РАН организовала в этом году «научный совет-семинар», который постановил, что «Киотский протокол не имеет научного обоснования». Киотский протокол просто создает новый рынок – рынок торговли квотами на выбросы парниковых газов, когда страны, взявшие на себя обязательства по ограничению выбросов, могут приобретать друг у друга неиспользованные квоты на выбросы. Соответственно, последствия ратификации Киотского протокола надо в первую очередь оценивать с точки зрения его экономической целесообразности.

Отечественной промышленности требуется восстановление мощностей, а это, во-первых, в разы больший объем капиталовложений, чем требуется для перехода на экологичные технологии. Во-вторых, динамика энергоемкости ВВП, а значит и эмиссии углекислого газа, имеет циклический характер. На начальном этапе промышленного роста в стране она обычно растет. Затем, при достижении определенного уровня развития, начинает снижаться.

На протяжении последних десятилетий в промышленно развитых странах наблюдается естественное снижение энергоемкости ВВП, а в менее развитых странах, в том числе и в России – ее рост. В России ратификация Киотского протокола может ограничить это естественное движение. Она приведет к тому, что приоритетом станет сокращение промышленных выбросов, а не промышленный рост, что при отсутствии средств на модернизацию производства в большинстве отраслей позитивной тенденцией никак не является. Советник Президента РФ Андрей Илларионов неоднократно заявлял, что присоединение к протоколу заморозит экономический рост, и в перспективе будет способствовать снижению цен на углеводороды - важнейшую статью российского экспорта. 

Исследовательская группа «Россия и Киотский протокол» видит в международном давлении на Россию стремление наднациональной бюрократии ЕС контролировать развитие других государств и обеспечить своим компаниям, производящим экологическое оборудование, дополнительный рынок сбыта. По расчетам экспертов, Европа призывает Россию к ратификации протокола, желая стать поставщиком новых технологий. А под санкции Киотского протокола, если он вступит в силу, попадает металлургия алюминия, часть черной металлургии, энергоемкие виды промышленности строительных материалов, промышленная энергетика - т.е. рынок сбыта будет немаленький.

В то же время в экспертном и политическом сообществе слышны голоса сторонников ратификации Киотского протокола, которые заявляют, что протокол открывает возможности для получения дополнительных инвестиций от продажи излишков российской квоты, которые могут быть направлены на развитие энергосберегающих технологий. По данным директора Института физики атмосферы РАН Г. Голицына, экономика нашей страны сейчас работает так, что на единицу валового национального продукта мы тратим в 3-4 раза больше энергии, чем Европа и Америка, и раз в 10 больше, чем Япония. Причем неконкурентоспособность российских предприятий будет только возрастать. Однако для повышения конкурентоспособности и достижения устойчивого развития снижение энергозатрат в стоимости единицы ВВП имеет определяющее значение. Кроме того, ископаемые ресурсы не безграничны, а стоимость открытия новых месторождений возрастает. Относительно избыточное количество углеводородного топлива уже не является абсолютным преимуществом России. С этой точки зрения ратификация Киотского протокола в долгосрочной перспективе может стать стимулом перехода России на энергосберегающие технологии.

Кроме того, Россия может стать важным игроком на зарождающемся рынке торговли квотами - страны ЕС, Япония и Канада уже обращались к России с предварительными просьбами. По мнению Министра промышленности и энергетики России В. Христенко, Киотский протокол представляет собой формирование нового сектора на глобальном рынке, и рынок этот интересен и перспективен. Однако игроки этого рынка должны четко выстроить свою стратегию, «поскольку опасения и риски не лишены основания».

Аналитики также отмечают, что углеродные биржи уже есть в Великобритании и в США, и лучше присоединиться к процессу на ранней стадии и активно участвовать в выработке правил игры, чем принимать потом чужие правила.

В ближайшее время в парламенте должна начаться дискуссия по вопросу ратификации Киотского протокола. По мнению премьер-министра М. Фрадкова, есть основания предполагать, что она будет непростой. Отношение российского бизнеса к ратификации, выражающееся в позициях различных лоббистских групп в Думе неоднозначно. Часть из них, в частности РАО ЕЭС, предвидит выгоды от ратификации протокола, а металлургические холдинги в основном выступают против.

Крупные компании ТЭКа уже занимаются реструктуризацией отрасли с целью повысить энергоэффективность, конкурентоспособность и содействовать экономическому росту. Киотский протокол может принести этим отраслям прямые инвестиции и новые технологии. Поэтому РАО ЕЭС России и «Газпром» высказываются в пользу протокола. РАО ЕЭС еще в 2001 г. создал специальный Энергетический углеродный фонд (ЭУФ) для реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и привлечения потока «зеленых» инвестиций в модернизацию энергетики России. По данным члена правления РАО ЕЭС Анатолия Зелинского, по среднесрочному прогнозу развития электроэнергетики, до 2012 года ожидается снижение выбросов парниковых газов на 12-20% по сравнению с 1990 годом. По данным «Газпрома», в этот же период выбросы парниковых газов предприятиями концерна снизятся на 45%. В совокупности они занимают 38% от общего объема эмиссии этих газов в России. Иначе говоря, эти компании смогут частично оплачивать свое технологическое перевооружение за счет продажи квот на выбросы.

Что касается металлургических компаний, то непонятно, стоит ли им рассчитывать на серьезные вложения. По данным металлургов, цветная металлургия по уровню выбросов парниковых газов уже сейчас близка к уровню 1990 г. Эта отрасль - одна из немногих, которая существенно не уменьшала выпуск продукции с того времени. При недостатке средств на модернизацию ограничение выбросов для них означает сокращение выпуска. А «Норильский никель», например, является не то, что градообразующим, а краеобразующим предприятием. Сокращение выпуска в большинстве случаев означает сокращение рабочей силы, что при отсутствии в регионе альтернативных возможностей занятости может вызвать нарастание социальной напряженности.

Таким образом, в Думе протокол неизбежно вызовет дискуссии. Однако в случае принятия положительного решения о ратификации необходимо обеспечить приемлемые условия, чтобы у российской экономики были перспективы развития и после 2008 года.-0-

Лента новостей
0