РОССИЯ : Российские аэродромы ищут щедрого хозяина

Подписаться
Появились первые признаки того, что в России в скором времени начнется новая волна передела собственности. Российские власти уже осторожно заговорили о возможности передать в частные руки аэродромы – немыслимая прежде идея.

Появились первые признаки того, что в России в скором времени начнется новая волна передела собственности. Российские власти уже осторожно заговорили о возможности передать в частные руки аэродромы – немыслимая прежде идея.

На сегодняшний день аэродромы страны, а также все прочее, не подлежащее приватизации имущество аэропортов, находятся в федеральной собственности. До сих пор они прочно стояли в списке стратегических объектов, а потому о их приватизации никто даже не заикался. Их судьбой ведали созданные еще в 2001 году так называемые ФГУПы, то есть федеральные государственные унитарные предприятия.

Так, например, все государственное добро гражданских аэропортов Москвы входит во ФГУП, именуемый «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». В составе только Московского авиаузла четыре основных столичных аэропорта – Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково, а также ряд аэропортов государственной экспериментальной и малой авиации. Четыре крупнейших аэропорта имеют семь взлетно-посадочных полос. Всего же в московском узле 13 взлетно-посадочных полос, а суммарный объем перевозок составляет около 22,5 млн человек в год. Ежегодные прямые доходы от его использования достигают $70 млн.

Тем не менее аэродромами, то есть взлетно-посадочными полосами и сопутствующими сооружениями, ряда аэропортов (Шереметьево, Домодедово, Внуково и т.д.) сегодня управляют частные компании, взявшие эту федеральную собственность в долгосрочную (порой на 70-90 лет) аренду. Они же взимают плату с авиакомпаний за взлет-посадку.

Большинство из них понимает: чтобы развивать бизнес, надо вкладывать в него деньги. И самостоятельно инвестирует собственные средства в развитие пусть и не принадлежащих им аэродромов. Однако так происходит далеко не везде. Во многих аэропортах государству приходится самостоятельно заботиться об аэродромной инфраструктуре. Что, естественно, влетает стране в копеечку.  

В принципе развитие аэропорта – всегда очень капиталоемкий проект. Аэропортовый комплекс - это не только аэровокзал, который видит пассажир, это масса предприятий с множеством сложных инженерных объектов: аэродромная служба, топливо-заправочный комплекс, стоянка воздушных судов и ряд прочих объектов. И аэродром – далеко не самая дешевая его часть. Строительство одной только взлетно-посадочной полосы обходится больше, чем в $1 млрд.

Причем все оборудование для аэропортов – включая даже лампочки - стоит в разы дороже аналогичного, но используемого в быту или в других областях. К технике, произведенной для аэропортов, предъявляются очень высокие сертификационные требования. Отсюда и эксклюзивная цена. Скажем, совмещенные места стоянок воздушных судов без оборудования и коммуникаций стоят $10 млн.

А если проложить туда трубопровод, по которому под давлением под землей закачивается топливо, чтобы самолет мог заправляться прямо на стоянке, то цена вырастает как минимум в 2 раза.

Не удивительно, что на заседании правительства РФ министр транспорта Игорь Левитин предложил передать это федеральное имущество в частные руки. Причем не кому-нибудь, а предпочтительно компаниям, которые сегодня уже управляют аэропортовыми комплексами. И никто не возразил. Это означает, что проблема действительно назрела, и в воздушную сферу пришла пора частного бизнеса.

Другое дело – как подобную сделку оформить? Ведь аэропорты страны остаются стратегическими объектами. Их просто так, без оговорок, бизнесу не отдашь. А вдруг частный предприниматель сочтет, что авиационный бизнес стал нерентабельным, и перепрофилирует аэродром в какой-нибудь суперсовременный парк аттракционов? Или просто построит на бывших взлетных полосах коттеджный городок и распродаст. Тогда целый город (многие российские города имеют только один аэропорт) окажется отрезанным от мира.

Может возникнуть и другая коллизия. Пользуясь конкурентным преимуществом, владеющая взлетно-посадочной полосой авиакомпания в состоянии сбивать цены на свои рейсы в ущерб другим перевозчикам. А это прямое нарушение антимонопольного законодательства и прав потребителей.

И это только часть возможных вопросов. То есть для передачи владельцам аэропортов подобных объектов нет соответствующей правовой базы.

И быстро реализовать революционную идею приватизации стратегических объектов практически невозможно.
Поэтому пока что из правительства уже поступило предложение разработать правовую основу государственно-частного партнерства на воздушном транспорте. Рассматривается и механизм концессии. Правда, для этого как минимум нужен закон о концессиях в целом, который Государственная Дума РФ не может принять с 1996 года. За это время проект настолько устарел, что пора писать новый.

Пока же власти сошлись на том, чтобы создать на базе Минэкономразвития РФ единый центр оценки, контроля и координации проектов государственно-частного партнерства. Похоже, частный бизнес если и получит в собственность аэродромы, то только с обязательным довеском в виде государственного участия.-0-

Лента новостей
0