Даже накануне запуска 14 октября с Байконура 10-й российско-американской экспедиции на Международную космическую станцию (МКС) российское космическое руководство еще надеялось, что так долго ожидаемый первый полет обновленного американского шаттла состоится в марте-апреле.
Тогда можно было бы перевести дух и наладить нормальное обеспечение комплекса, и его дальнейшее развертывание, замороженное в связи катастрофой корабля «Колумбия». Словом, воплотить в жизнь американские декларации о том, что «возвращение шаттла к полету и завершение сборки МКС – главные аспекты американского видения исследования космоса».
Во всяком случае, так понял слова главы НАСА Шона О’Кифа его российский визави Анатолий Перминов на недавней встрече в Ванкувере. Но буквально под занавес руководитель НАСА опять привычно перенес давно обещанный мартовский старт, посчитав его, по словам пресс-секретаря Роскосмоса Вячеслава Давиденко, «недопустимым по техническим причинам».
Таким образом, программа МКС опять обречена, в лучшем случае, на функционирование в режиме выживания, который вот уже почти два года обеспечивает Россия.
Заявленных причин переноса полетов транспортной системы «Спейс Шаттл» (вероятно, на май) несколько. Однако, по всей видимости, следует говорить об одной комплексной причине - нежелании наших партнеров спешить к станции, так как теперь существует другое генеральное дальнекосмическое направление американской программы.
Возобновление же полетов шаттлов требует закончить фундаментальную модернизацию этих кораблей. А в этом, по всей видимости, большая заминка.
То, что анализ причин катастрофы «Колумбии» и проведение на его основе глубокой модернизации челноков идет со скрипом, известно было давно. Эпизодически в прессе появлялись сенсационные сообщения о том, какая масса проблем угрожает безопасности полетов. Классическим примером может служить июльская статья в New York Times, в которой неназванный высокопоставленный источник в НАСА, обеспокоенной судьбой шаттлов, начисто отвергал возможность использовать борт МКС в качестве укрытия при возникновении аварии с американскими транспортниками на орбите. Аргументами служили выводы экспертов о том, что система жизнеобеспечения станции может не справиться с возросшим в одночасье числом потребителей кислорода и пищи.
При этом заверения на всех уровнях в непременно скором возобновлении эксплуатации и, в частности, завершении работ по модернизации кораблей в конце текущего года, следовали с не менее завидной частотой.
Апофеозом же можно считать сообщение CNN, сделанное как раз во время обсуждения программы МКС в Ванкувере, о детективной истории инспектора НАСА Билли Торнтона, арестованного 4 октября и обвиненного по 166 пунктам в мошенничестве "с использованием деталей космического корабля" и в предоставлении правительственным органам ложной информации. Оказывается, Торнтон, занимавший пост инспектора по контролю качества ремонтных работ, попросту вообще не проводил проверки шаттла «Дискавери», выбранного для будущего первого полета. Следствие считает, что он «не глядя» подписал, как минимум, 65 сертификатов о проверке качества ремонта внутреннего оборудования «Дискавери». Ни один из этих агрегатов не имел дублирующего резервного устройства, и в случае отказа в полете мог стать причиной катастрофы корабля и гибели экипажа.
Так что отнюдь не система жизнеобеспечения МКС мешает трубить победу челнокам. И, скорее всего, даже не мощные ураганы, пронесшиеся недавно над Флоридой и встряхнувшие космодром на мысе Канаверал. Практически помешала ведомственная разобщенность НАСА и, как следствие, плохая организация работ. А главное - ложное чувство превосходства межпланетных устремлений над рутиной околоземных проблем. –0-