РОССИЯ : Бартерно-коммерческая судьба МКС

Подписаться
В подмосковном Центре управления полетами состоялась долгожданная пресс-конференция, на которой руководители российской космической программой рассказали, как теперь будет построена работа по программе Международной космической станции (МКС) и каков характер взаимоотношений с главным российским партнером - Соединенными Штатами, во всяком случае, в ближайшее время.

В подмосковном Центре управления полетами состоялась долгожданная пресс-конференция, на которой руководители российской космической программой рассказали, как теперь будет построена работа по программе Международной космической станции (МКС) и каков характер взаимоотношений с  главным российским партнером -  Соединенными Штатами, во всяком случае, в ближайшее время.

Все дело в том, что в начале августа глава Федерального космического агентства России (ФКА) Анатолий Перминов заявил, что впредь, то есть с 2005 г., полеты американцев на кораблях «Союз» будут проводиться на компенсационной основе – за плату. «Это наша позиция: если в 2005 г. американцы захотят летать на «Союзах», то  пусть компенсируют затраты на эти полеты», - подчеркнул Перминов.
В такой ситуации неизбежно возникали вопросы, а именно: как быть с российской задолженностью США по развертыванию МКС и главное – скоро ли полетят «шаттлы», а, если нет, - то, как НАСА собирается оплачивать «Союзы», не переступив через федеральный запрет от 2000 г. на инвестиции в российскую космонавтику?
Теперь все ясно. Как пояснил  начальник департамента пилотируемых программ ФКА Алексей Краснов, Роскосмос и НАСА могут к 2006 г. закончить разработку схемы закупок российской космической  техники. «В 2005 г. заканчиваются обязательства России по доставке астронавтов на станцию на кораблях «Союз», поэтому стороны договорились о бартере – США списывают России долги по человеко-часам, а Россия еще год возит астронавтов нас своих кораблях бесплатно. Но с 2006 г. мы переходим на смешанную бартерно-коммерческую схему. Эта схема сотрудничества на 2006-2010 годы будет обсуждаться во время переговоров в ноябре», уточнил Краснов.
Задолженность России появилась на начальном этапе строительства МКС, когда американская сторона выделила 60 млн. долл. на ускорение работ по российскому служебному модулю. По всей видимости, США, рассматривая перспективу оплаты за полеты на «Союзах», напомнили России об этом долге. Так и родилась, пожалуй, единственно возможная в данных условиях схема продолжения  совместной эксплуатации МКС в пилотируемом режиме.
С другой стороны нельзя не сделать оговорку относительно сегодняшнего состояния программы. Работа станции в абстрактных человеко-часах и задолженность в  реальных полновесных долларах – вещь в принципе понятная. В обычных условиях. Но сегодня эти условия не обычные, а критические. И давно. И виновата в этом отнюдь не Россия, по умолчанию взвалившая на себя всю программу после гибели корабля «Колумбия».   Не причем здесь и особая русская ментальность, которой тесна клавиатура калькулятора. Просто, когда в течение почти двух лет речь идет  о выживании главной программы мировой космонавтики, совместный дебет-кредит, скорее всего, следует сводить путем не только элементарных вычислений. Счет -  особый.
В любом случае, с деньгами на ближайшую перспективу,  понятно. Теперь об американских транспортных кораблях. Трудно не согласиться с тем, что российско-американский космический бартер – следствие неготовности челноков к полетам. Причем, если бартерно-коммерчекие взаимоотношения   в целом ясны, то дальнейший путь «Союз-шаттл» -  в тумане и практически  с нулевой видимостью.
В начале октября в очередной раз, теперь на май-июнь перенесли возобновление полетов американских транспортных кораблей. И вновь по техническим причинам. Вспоминается доклад Главного бюджетно-контрольного управления Конгресса США, в котором в феврале текущего года прямо говорилось, что НАСА завело в  тупик работы по модернизации шаттлов. В частности, оно не разработало генеральный план инвестирования в программу безопасности полетов.
А без шаттлов не приходится говорить и об увеличении численности экипажа станции, составляющих сегодня абсолютный минимум – два человека. «В конце 2007 года мы планируем увеличить экипаж станции до шести человек», - продолжает комментировать совместные планы Алексей Краснов. Из этого следует, что к указанному времени американцы  должны осуществлять на регулярной основе,  как минимум два полета в год, имея постоянно третий корабль в режиме полной готовности, случись что  с российским спасательным «Союзом».
Иными словами, флоту многоразовых транспортных космических кораблей «Спейс Шаттл», придется работать, если согласиться с предложенными планами, практически на 100% «номинальной тяги». Готов к таким свершениям патриарх американской космонавтики – покажет небо. –0-
  
 
 
 
  
         


 

 

Лента новостей
0