В фокусе российской прессы - обзор периодической печати.
«Независимая газета»
Министерство обороны обвиняет в бесланской трагедии смежные силовые cтруктуры
Вчера российское военное ведомство опубликовало шокирующие документы о непрофессиональных действиях силовых подразделений в Беслане. Сделано это в тот момент, когда следователи военной прокуратуры, ФСБ и парламентская комиссия расследуют причины теракта в Беслане. По сведениям «Независимой газеты», больше всего вопросов у прокуроров и парламентариев именно к Минобороны РФ, в частности, насколько было правомерным и не привело ли к гибели мирных граждан применение подразделениями министерства танков, огнеметов и гранатометов. Однако в военном ведомстве, похоже, что не стали ждать «вызова на ковер» и решили ответить прилюдно – через свое официальное издание «Красная звезда».
На его страницах командующий дислоцированной во Владикавказе 58-й армии генерал-лейтенант Виктор Соболев Соболев объясняет, что с просьбой о выделении танков и бронетранспортеров обратились командиры спецназа ФСБ РФ. То есть военное ведомство показывает, что решение принималось не руководителями МО РФ, а представителем ФСБ, который руководил операцией. Кто он – до сих пор неизвестно.
Кроме того, Соболев отвечает, почему после взрывов в школе спецподразделения спецназа ФСБ действовали с опозданием. Они убыли на полигон «Спутник» (г. Владикавказ) для проведения учения и организации взаимодействия в случае штурма. Как пишет командующий, спецподразделения ФСБ прибыли к школе с задержкой и «практически с марша пошли на штурм школы по трем направлениям». С начала взрывов в школе и до подхода спецназа ФСБ против бандитов действовали подразделения Минобороны РФ и Внутренних войск (ВВ)
При анализе этой информации создастся впечатление, что военное ведомство хочет обелить себя. Как сообщил «НГ» один из высокопоставленных чиновников Минобороны, публикация в «Красной звезде» появилась не случайно.
«Ведомости»
Почему Россия не Финляндия?
Сегодня в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Финляндия занимает 1-е место, а Россия — 70-е, пишут Ведомости.
У России сохраняются шансы догнать более развитые страны, говорится в совместном докладе “Почему Россия не Финляндия” хельсинкского Центра изучения переходных экономик и корпоративного университета “Северстали”. Для этого российские компании должны интегрироваться в глобальный рынок, а государство — поддержать внешнюю экспансию отечественного бизнеса и открыть внутренние рынки для иностранцев. Конкуренция обострится, и компаниям придется волей-неволей повышать свою эффективность. Как отмечают авторы, в Финляндии прошли оба процесса — сегодня более половины сотрудников крупных компаний трудятся за рубежом, а большая часть предприятий принадлежит иностранцам.
Российские бизнесмены восприняли рекомендации доклада скептически. “У нас не так много компаний, которые могут себе позволить купить активы за рубежом, — говорит председатель совета директоров "Вимм-Билль-Данна" Давид Якобашвили. — Средним компаниям об этом не стоит и думать”. По его мнению, любое приобретение иностранных активов сопряжено для россиян с огромными проблемами: их воспринимают как чужаков и обвиняют во всевозможных грехах. “Если нам выгодно купить завод за границей, мы его купим и без государственного стимулирования”, — говорит президент группы “Каскол” Сергей Недорослев. Другое дело, что при покупке зарубежных активов государство, по мнению Недорослева, могло бы помочь предпринимателям долгосрочными кредитами и гарантиями, так как это зачастую способствует захвату рынков.
А идея открыть наши рынки и вовсе очень вредна, считает заместитель гендиректора Оскольского электрометаллургического комбината Дмитрий Тарасов. “Любой западный инвестор, покупая металлургическое предприятие здесь, постарается его закрыть, поскольку мы слишком сильные конкуренты для Запада”, — категоричен металлург.
«Коммерсант»
ЛУКОЙЛ заменит ЮКОС в Китае
Возглавляемая Вагитом Алекперовым компания ЛУКОЙЛ готовится заменить ЮКОС в качестве основного поставщика нефти в Китай. Вчера президент "Российских железных дорог" (РЖД) Геннадий Фадеев заявил, что компания ведет переговоры с ЛУКОЙЛом о поставках нефти в эту страну. Представители ЛУКОЙЛа, в свою очередь, подтвердили, что нефтекомпания изучает такую возможность, сообщает "Коммерсант".
По словам Геннадия Фадеева, в ближайшее время РЖД и нефтекомпания намерены согласовать тарифы на перевозки и объемы поставок.
Другой сотрудник ЛУКОЙЛа на условиях анонимности рассказал, что поставки в Китай могут быть выгодны для компании, поскольку "разница в стоимости барреля нефти марки Brent и российской Urals в Европе составляет $9, а в Китае – всего $2".
Сейчас единственным поставщиком российской нефти в Китай является компания ЮКОС.
Аналитик Argus Media Михаил Перфилов полагает, что не имеющий в отличие от ЮКОСа собственного перевалочного терминала в Восточной Сибири ЛУКОЙЛ будет использовать для поставок нефти в Китай маршрут, который ранее использовался "Сибнефтью" для пробных поставок (через поселок Мегет в Иркутской области).
ЛУКОЙЛ, добывший в прошлом году 81,5 млн тонн нефти, вполне справится с этой задачей – на китайский маршрут будет отвлечено не более 10% его добычи.
Ранее китайские СМИ предполагали, что в случае обострения ситуации вокруг ЮКОСа эту компанию на китайском направлении заменит именно ЛУКОЙЛ. Газета "Дунфан цзаобао" накануне визита Владимира Путина в КНР так обосновала это предположение: "До того как администрация Путина начала следствие в отношении контролируемого Ходорковским ЮКОСа, глава ЛУКОЙЛа Алекперов был его основным конкурентом. Сейчас ЛУКОЙЛ стал крупнейшей нефтекомпанией во всей России".
«Ведомости»
Будет ли на российском компьютерном рынке бурный рост?
Российские покупатели вскоре будут активнее приобретать компьютеры, сообщил на днях министр информационных технологий и связи Леонид Рейман во время открытия выставки “ИнфоКом”. По его словам, на 10 человек в России приходится 1 компьютер, а их общее количество составляет 15 млн. Министр сообщил, что в других странах после преодоления порога в 10% начиналось ускоренное развитие рынка, пишут Ведомости.
До сих пор основными покупателями компьютеров в России были и остаются корпоративные заказчики, подчеркивает региональный директор исследовательской компании Market Visio Олави Филппула. Согласно исследованиям Gartner, российские юрлица приобретают 86% всех проданных здесь компьютеров, хотя на рынках Западной Европы на них приходится только 70% продаж. Но, по словам вице-президента Национальной компьютерной корпорации Максима Сорокина, сегодня традиционно более слабый российский рынок розничных продаж растет просто небывалыми темпами. А вообще, в последнее время российский IT-рынок ежегодно растет на 20-25%, в то время как большинство рынков Европы сегодня стагнируют или растут на 5% в год, говорит Сорокин.
Охвативший участников рынка оптимизм не разделяют аналитики исследовательской компании IDC. В начале 2004 г. это агентство предсказывало сохранение темпов роста на прошлогоднем уровне и сейчас не собирается пересматривать прогнозы, говорит глава представительства компании в Москве Роберт Фариш. “Рынок растет устойчиво, но мы не ожидаем качественного скачка, — пояснил он. Темпы роста рынка ПК сдерживает невысокая доступность информации для общества от госучреждений, считает Фариш, ведь компьютер — лишь инструмент для переработки информации.
По данным IDC, в 2003 г. в России было продано 3,8 млн компьютеров – на 26% больше, чем в 2002 г. А в 2002 г. темпы роста рынка ПК составили 18%. По данным Международного союза электросвязи, в конце 2003 г. в мире на 100 человек приходилось в среднем 9,97 компьютеров, в Швейцарии – 70,87, в США – 65,89, в Сингапуре – 62,2, в России – 8,87, а на Украине – 1,9.
«Финансовые известия»
Пассажиров поездов поделят по половому признаку
Сразу в нескольких регионах России железнодорожники по своей инициативе вводят в действие новую услугу: в поездах дальнего следования появились "мужские" и "женские" вагоны и купе. Теперь пассажиры могут выбирать, в каком вагоне ехать. Между тем, Федеральная пассажирская дирекция "Российских железных дорог" никаких распоряжений на этот счет не давала, поэтому местные железнодорожники вводят новшество на свой страх и риск, сообщают "Финансовые известия".
Одними из первых услугу по размещению пассажиров в купе по "половому" принципу ввели в фирменных поездах московского направления - "Ярмарка" и "Нижегородец". На стоимость билетов это никак не влияет. Кассиры говорят, что особым спросом пользуются "женские" купе.
"Зачастую женщины опасаются ехать с незнакомыми попутчиками мужского пола. Мы это понимаем. И перенимаем европейские стандарты, которые предусматривают охрану и защиту пассажира", - говорит заместитель начальника Горьковской железной дороги по пассажирским перевозкам Владимир Каляпин.
Разделение купе по половому признаку уже более пяти лет применяется и в двух фирменных поездах Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги, следующих в Москву и Петербург.
Поддержать эксперимент готовятся Северо-Кавказская и Северная железные дороги. Раздельные купе появятся в вагонах скорого поезда "Кисловодск-Москва". Северная дорога начнет разделение пассажиров в архангельских поездах.
Между тем руководство компании "РЖД" в Москве оказалось не готово комментировать действия своих подчиненных.-0-