РОССИЯ : Новая космическая техника - основа стратегического планирования российской космонавтики

Подписаться
Статус России как ведущей космической державы определяется не только числом успешных полетов в космос, но и возможностью долгосрочного планирования своих шагов в этой сфере, которое, в свою очередь, немыслимо без разработки все новых и новых образцов техники.

Статус России как ведущей космической державы определяется не только числом успешных полетов в космос, но и возможностью долгосрочного планирования своих шагов в этой сфере, которое, в свою очередь,  немыслимо без разработки все новых и новых образцов техники.

Именно это мы и наблюдаем сегодня, а именно - начало летных испытаний и продолжение разработки перспективных образцов ракет-носителей и кораблей. Это - главная составляющая национальной космической программы на ближайшие десятилетия.
Речь идет о ракете-носителе Самарского ракетно-космического центра «Прогресс» «Союз-2-Русь», первый старт которой в рамках летно-конструкторских испытаний может состояться уже 29 октября, и многоразовом транспортном космическом корабле «Клипер», включенном в Федеральную космическую программу страны на 2005-2015 годы.

До самого последнего времени почти все запуски космических аппаратов в  России осуществлялись ракетой-носителем среднего класса «Союз». Почти 60 лет назад эта ракета вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли и 53 года назад – первый в мире космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту.
С тех пор осуществили уже восемь модернизаций ракеты, но, как заявил в начале сентября заместитель генерального конструктора "Прогресса" Валерий Капитонов, «…еще 15 лет назад мы пришли к выводу, что «Союз» нуждается в новой серьезной модернизации в соответствии с требованиями времени».

Однако при внешнем сходстве со старым образцом «Союз-2» оказался принципиально новой ракетой.

Прежде всего, на 700 кг увеличилась грузоподъемность, т.е. энергетические возможности. Первые ракеты смогут выводить на околоземные орбиты до 11 т полезного груза. В дальнейшем, когда третью ступень оснастят новыми двигателями воронежского производства, грузоподъемность возрастет еще примерно на полтонны.

Помимо высоких технических характеристик,  новое изделие отличается от прежних моделей тем, что все его комплектующие изготавливаются исключительно на территории России.

У ракеты был конкретный заказчик. Ее высокие энергетические возможности позволят России осуществить один из самых крупных международных коммерческих проектов на рынке пусковых услуг – запуск носителя с принадлежащего Европейскому космическому агентству (ЕКА) экваториального космодрома Куру во Французской Гвиане.  Соответствующая договоренность была достигнута в мае прошлого года на Совете стран – участниц ЕКА на уровне министров. Общая стоимость проекта составляет 344 млн. евро.

Участвуя в проекте «Союз-Куру»,  Россия сможет занять пустующую нишу на мировом рынке космических запусков. На сегодняшний день у Европы нет ракеты среднего класса, подобной «Союзу». Для России же запуски с Куру позволят в три раза увеличить возможности носителей, способных выводить на геостационарную орбиту не 1,5 т полезной нагрузки, как это происходит при запуске с Байконура, а 4 т, так как район запуска находится ближе к экватору.

Но, по словам Валерия Капитонова, увеличение энергетической мощности – лишь одна из улучшенных характеристик «Союза-2». Очень важно и то, что теперь носитель оснащается совершенно иной, самой современной цифровой системой управления, что позволит на порядок увеличить точность вывода космических аппаратов в заданную точку на стационарной орбите. А от этого зависит вся дальнейшая судьба груза, то есть спутника.

Кроме того, такая система управления позволит ставить на ракету головной обтекатель больших размеров, чем сейчас. Его длина увеличится с 7,7 до 11,4 м, а диаметр – с 3,7 до 4,1 м. Это означает, что массу полезного груза, вывод на орбиту 1 кг которого на мировом рынке стоит примерно 30 000 долл., можно существенно увеличить.

Новая ракета-носитель потребует и значительно меньшего числа людей, готовящих ее старт. Если сейчас для проведения предстартовой подготовки требуется около 70 человек, и ни один из них без дела не сидит, то «Союз-2» смогут обслуживать всего 15, максимум – 20 человек. А его систему управления вместо 40 - лишь двое. 

Партнер «Прогресса» - московское аэрокосмическое объединение имени Лавочкина разработало для «Союза-2» разгонный блок «Фрегат», благодаря которому можно выводить аппараты не только на разнообразные земные орбиты, но и на дальние трассы – к планетам Солнечной системы.            

По словам официального представителя Федерального космического агентства России (ФКА) Вячеслава Давиденко, при запуске 29 октября «испытанию подлежат, прежде всего, системы управления ракетой как при подготовке к пуску, так и в ходе полета, а также будет проведена оценка данных по механическим нагрузкам, которые действуют на носитель и его полезную нагрузку, сравнение их с расчетными».

В качестве полезной нагрузки предполагается использовать болванку, или массо-габаритный макет, который будет выведен на незамкнутую орбиту и по баллистической траектории приводнится в акватории Тихого океана.

Именно ракета-носитель «Союз-2» может в дальнейшем служить для вывода на околоземную орбиту перспективного космического пилотируемого транспортного корабля многоразового использования «Клипер».

По мнению замглавы ФКА Николая Моисеева, на постройку корабля потребуется не менее 5 лет.

Масса «Клипера - около  14,5 т. Он может примерно год работать пристыкованным к Международной космической станции (МКС) или до 15 суток выполнять автономный полет для космических исследований или в целях космического туризма. При этом аппарат сможет совершить до 25 спусков с орбиты.

Новый корабль, по мнению его разработчика, конструктора корпорации «Энергия» Бориса Сотникова, сочетает достоинства испытанного пилотируемого корабля «Союз», на котором сегодня летают российско-американские экипажи МКС и уникального «Бурана», так и не ставшего, к сожалению, членом российского космофлота. Более легкий «Клипер» позаимствовал  теплозащиту и систему навигации «Бурана».

В отличие от «Союза», «Клипер» может совершать маневры  на орбите. На борт он берет 6 человек и 700 кг груза вместо 3 человек и 300 кг у «Союза». Он более безопасен и комфортен.  И, самое главное - универсален, поскольку может быть использован не только для ротации и возможной эвакуации экипажей орбитальной станции, но также в качестве составляющего элемента при межпланетных полетах.

В результате равных ракете-носителю «Союз-2-Русь» и космическому кораблю «Клипер» в мире не будет, по крайней мере, в ближайшие два десятка лет. –0-

Лента новостей
0