Международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала доклад «Неуставные отношения в российской армии: анализ и пути решения проблемы».
Доклад основан на материалах трехлетних исследований в семи регионах России. В том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Новосибирске, Челябинске и Волгограде. Эксперты организации побеседовали более чем с сотней солдат, их родителей, должностных лиц, адвокатов, специалистов из неправительственных организаций и тех, кто уже отслужил срочную службу. Опирались на сведения из 50 воинских частей, расположенных в более чем 25 субъектах Федерации (всего таких субъектов 89), а также на публикации российской печати.
Главный вывод, который делают исследователи, таков: «в российских вооруженных силах сложилась устойчивая практика, когда старослужащие на целый год фактически превращают молодой призыв в крепостных, жестоко наказывая за малейшее отступление от уставных требований и неуставных «традиций» и беспричинно издеваясь над первогодками». «Такая ситуация, - утверждают эксперты организации, - противоречит уставам, однако ни офицерский корпус, ни российское правительство не принимают эффективных мер по борьбе с неуставными проявлениями».
Human Rights Watch предлагает создание межведомственной рабочей группы во главе с независимым руководителем, который располагал бы соответствующим опытом и пользовался авторитетом в военной среде, для разработки программы по борьбе с этим злом. А также, предлагают эксперты организации, надо ввести пост уполномоченного по правам военнослужащих при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Еще правозащитники рекомендуют включить в борьбу с неуставными отношениями пять обязательных компонентов: публичную приверженность властей борьбе с этим злом, профилактику, обеспечение ответственности, независимый мониторинг и структурные реформы.
Сказать, что ничего подобного в России не делается, нельзя. Нет пока уполномоченного по правам военнослужащих, но есть сам Уполномоченный по правам человека в России, которому хорошо известны все проблемы с неуставными отношениями в армии и на флоте. Владимир Лукин не раз о них публично говорил, а предыдущий уполномоченный Олег Миронов даже выпустил книгу, где подробно анализировались причины безобразного отношения к молодым солдатам и, подчеркнем это обстоятельство, к офицерам в российской армии.
Не раз о принимаемых мерах по борьбе с «дедовщиной» заявлял министр обороны Сергей Иванов, главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Александр Савенков, другие высокие должностные лица.
Принимаются и профилактические меры по борьбе с этим явлением. Например, резко возросло количество отсрочек от призыва по медико-юридическим обстоятельствам (судимость, токсикомания, употребление наркотиков и неоднократные приводы в милицию за хулиганство). В министерстве обороны есть даже управление по воспитательной работе, в подразделениях введена должность заместителя командира по воспитательной работе.
Есть и независимый мониторинг в лице Комитетов солдатских матерей, с которыми, кстати, Human Rights Watch активно сотрудничает. Успехи по сравнению с выявленными проблемами весьма и весьма скромные.
Надежды на структурные преобразования, в том числе и на контрактную армию, о которой все больше говорят в последнее время, тоже не обнадеживают. Высококвалифицированные специалисты, в том числе и молодые офицеры, в большинстве своем, не хотят служить в армии, где не соблюдаются, например, их человеческие права на достойную оплату. До 50 процентов выпускников высших военных учебных заведений увольняются из армии в первые годы службы из-за низкого денежного содержания (лейтенант получает в месяц около 5 тысяч рублей, то есть чуть больше 150 долларов) и невозможности в ближайшее время получить крышу над головой (сегодня 165 тысяч российских офицеров не имеют квартир – каждый третий). Требовать от этих людей, чтобы они полностью отдавали себя службе, заботе о личном составе, об укреплении дисциплины в воинских коллективах, по большому счету, очень трудно. А высококвалифицированных людей рекрутировать практически невозможно.
Ситуацию с правами военнослужащих, в том числе и молодых солдат, можно поправить только тогда, когда службой в армии будут дорожить все – от рядового до генерала. Без этого армии не бывает.-0-