РОССИЯ : Новая космическая программа - завершен период выживания

Подписаться
2004 космический год для России завершится в декабре, когда правительство рассмотрит проект новой комплексной Федеральной программы отрасли на 2006-2015 годы.

2004 космический год для России завершится в декабре, когда правительство рассмотрит проект новой комплексной Федеральной программы отрасли на 2006-2015 годы.

Уже то, что планирование ведется на 10 лет, а не на привычную пятилетку, выделяет эту программу как новую не только в хронологическом плане. Суть же ее можно свести к тезису, прозвучавшему в недавнем аналитическом докладе руководства Российской академии космонавтики о космической деятельности государства до 2035 г.: «Завершен период выживания космической отрасли, когда стратегическое планирование можно было откладывать на будущее, поскольку речь шла просто о возможности существования. Низшая точка кризиса пройдена, и откладывать определение стратегических направлений развития космонавтики нельзя».

«Любые государственные программы – в том числе и космическая должны быть вписаны в общую концепцию развития, должны быть адекватны ценностям, целям и задачам общегосударственного уровня», - говорится также в докладе.

Само собой, нельзя считать, что предыдущая программа 2001-2006 гг. не отвечала интересам государства. Просто традиционно высокий уровень поставленных задач наряду с крайне неблагополучным финансированием размыли космические приоритеты и создали иллюзию превосходства одного направления (Международная космическая станция) над другими.

Сейчас к космосу подходят более комплексно. Выступая в конце октября на коллегии Федерального космического агентства России, академик Николай Анфимов, генеральный директор Центрального НИИ машиностроения, среди главных направлений космической политики России назвал, в частности, «усиление оборонных возможностей, развитие орбитальной группировки, отраслевой космической науки и укрепление наземной космической инфраструктуры». Он подчеркнул необходимость «соблюдения государственных интересов в космической деятельности и повышения эффективности ее госрегулирования».

Не останется за скобками и программа Международной космической станции (МКС) и в целом связанное с пилотируемыми полетами обновление отечественной космической техники.

Однако будем надеяться, что в ходе выполнения предстоящей десятилетки Юрию Коптеву, руководителю департамента оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и энергетики, уже не придется, как бывало в 2003 г., сетовать на доминирование программы МКС и унизительную роль России как извозчика при этой станции - в то время как фундаментальные открытия совершаются в космических лабораториях и передаются через орбитальные многофункциональные системы связи.

Открытия есть, и именно они действительно являются сегодня во многом залогом экономического успеха нации в целом и определяют уровень обороноспособности государства. А если учесть тот факт, что отечественная спутниковая группировка уменьшилась по сравнению с советским периодом в 2,5 раза, то разработка, закупка и вывод на орбиту новых аппаратов - действительно приоритетная задача «общегосударственного уровня».

По информации командующего Космическими войсками России Виктора Поповкина, «…в настоящее время летает около 100 отечественных космических аппаратов, из них 60 военного назначения. На сегодня остановлена тенденция снижения числа спутников на орбите и созданы предпосылки к тому, чтобы наступил прорыв в ближайшие 3-4 года», - заявил командующий в конце августа текущего года.

Если говорить непосредственно о спутниках связи, то для этого прорыва, по мнению экспертов Государственной комиссии по электросвязи России необходимо ежегодно выводить в космос по одному или по два аппарата. Тогда к 2015 г. суммарная пропускная способность российской спутниковой группировки составит 450-600 ретрансляторов, работающих в различных диапазонах частот.

Такое количество вполне достаточно для военных и гражданских нужд.
Обеспечение своевременного большого числа запусков невозможно без развитой наземной космической инфраструктуры. В Федеральной программе заложено развитие космодромов Байконур и Плесецк. Причем на последнем будут форсироваться работы по созданию стартового комплекса для новой российской ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара». «Без нее космодрому уготована второстепенная роль», - считает руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов. А это, в свою очередь, не отвечало бы государственной политике иметь «независимый выход в космос».

Трудно согласится с цифрой в 70% бюджетного финансирования новой программы - именно таков вклад государства сегодня в реализацию космической стратегии. Космос, в СССР исторически полагавшийся на стопроцентное госфинансирование, сейчас хотел бы меньшей зависимости от бюджета. "Конечно, хотелось бы, - считает  Николай Анфимов, - чтобы внебюджетные источники составляли хотя бы столько же, сколько выделяет государство."
С другой стороны, правильное формирование задач и государственное регулирование процесса их выполнения позволит в дальнейшем увеличить долю и коммерческой составляющей в формировании перспективных космических бюджетов. –0-

Лента новостей
0