Весть о переизбрании Джорджа Буша на второй срок вызвала сдержанно-одобрительную реакцию у русского человека «с улицы» и явное удовлетворение у высших государственных чиновников и политической элиты.
Среднестатистический Иван Иванов прежде всего рад Бушу как старому знакомому. Имя Буша известно практически всем россиянам от старцев до школьников, тогда как о Керри слышали, судя по опросам, не больше трети жителей России. Характерно мнение прохожего, прозвучавшее во вторник в передаче московской радиостанции: «О Керри мы не знали и не знаем ничего. Это темная лошадка, мы о ней услышали только перед выборами. А Буш, с точки зрения России, хороший президент. Мы знаем, что он делает и как делает. Жестко с террористами обходится. Конечно, при нём у Америки в Ираке есть жертвы, но это же война!»
Это, конечно, совсем не те слова, что сказал бы государственный чиновник. Но у рядовых россиян всегда вызывала симпатию внешняя простоватость Буша в противовес некоторой, тоже внешней, рафинированности Керри. Буш для российского населения, особенно сельской провинции, больше «свой». Эти люди довольны возвращением в Белый дом американца, более им понятного, более в этом смысле демократичного, чем его соперник-демократ.
Хотя есть слой рядовых россиян, кому победитель видится иначе. «У кое-кого из моих соотечественников Джордж Буш имеет имидж ковбоя, которому плевать на всех, человека, который делает то, что ему вздумается», - говорит Федор Лукьянцев, видный московский политолог. По его мнению, в целом уровень антиамериканских настроений в России, как и в Западной Европе, за последний год-два заметно возрос, и переизбрание президента США на второй строк может подстегнуть эту тенденцию.
Чем, однако, больше всего мил здесь народу и властям Буш, так это тем, что он не учит Россию жить.
Керри, напротив, пытался делать это с азартом, достойным лучшего применения. Роль мудреца, бесцеремонно влезающего в российскую внутреннюю политику, которую взял на себя перед выборами демократический кандидат, не вызывала у большинства жителей России ничего, кроме раздражения. Ишь, нашелся заокеанский гуру! Явился непрошеный защитник чужих прав! Поражение Керри воспринимается этими россиянами как подтверждение некими высшими силами их правоты.
Еще более глубокая атмосфера удовлетворенности воцарилась как в Кремле, так и в прочих высоких государственных кабинетах. Перефразируя известное высказывание президента Владимира Путина, международным террористам не удалось одержать победу над коалиционными антитеррористическими силами, сорвав переизбрание действующего президента на второй срок. В результате магия прекрасных личных отношений Путина с Бушем никуда в четыре ближайших года не исчезнет. Оба президента получили возможность завершить свои вторые сроки в отрадной ситуации, когда между их странами существуют отношения стратегического партнерства.
В более прагматическом ракурсе ближайшее будущее видится теперь Москве следующим образом. Путин может не опасаться попыток Буша ограничить, тем более сковать его действия внутри России и на постсоветском пространстве. Отношения двух стран не будут поставлены в прямую зависимость от оценок Вашингтоном тех методов, которыми пользуется Путин для развития демократии. Между тем именно к этому стремился бы, видимо, Керри, приди он к власти.
Вторая администрация Буша наверняка не только даст зеленый свет, но и ускорит исполнение заветной мечты России – вступить во Всемирную торговую организацию. С Керри в Белом доме эта перспектива выглядела бы туманно. Лидер демократов пользуется поддержкой голливудской Ассоциации кинематографии, мощного лобби, свято отстаивающего неприкосновенность авторских прав на интеллектуальную собственность. За поддержку надо платить. Можно с уверенностью предположить: в случае победы Керри позиция США по проблеме членства России в ВТО стала бы неизмеримо жестче. Как известно, засилье на российском рынке контрафактного видео, аудио и компьютерных программ – главная претензия членов ВТО к Москве.
Победа Буша вряд ли скажется разительным образом на экономических отношениях США и России, как не сказалась бы на них и победа Керри. Объем торговли двух стран – 11 млрд долларов – слишком незначителен, чтобы чутко реагировать на зигзаги высокой политики, даже если они приводят к смене хозяина Белого дома.
Но кое-какие экономические предпочтения республиканцев не могут не радовать Москву. Я имею в виду традиционный интерес партии «слона» к нефтяному сектору. В этом смысле второе пришествие Буша оживляет надежды делового мира России на американские инвестиция для строительства заводов по производству сжиженного газа и скорый старт грандиозной стройки – мурманского нефтепровода. Все эти проекты нацелены на одно – частично удовлетворить энергетический голод Америки.
Есть у Москвы и еще одна радость. При Буше цены на нефть вряд ли упадут, прогнозируют здесь эксперты. Беспокойная, напористая политика республиканского президента на Ближнем и Среднем Востоке, его азартное преследование террористов по всем азимутам, похоже, заморозит мировой нефтяной рынок в состоянии перманентного стресса. Страны «оси зла» из числа нефтепроизводителей будут держать руку на вентиле, чтобы завернуть его при первых симптомах угрозы со стороны США. В результате российский бюджет может рассчитывать на стабильный приток нефтедолларов.
Короче говоря, президент Джордж Буш больше устраивает Россию просто потому, что он такой знакомый Джордж Буш. –0-