РОССИЯ : Эра термоядерной энергетики может наступить очень скоро

Подписаться
Очень хочется верить, что под занавес уходящего года все-таки удастся согласовать место строительства термоядерного реактора ИТЭР – первой в истории человечества установки, производящей энергию на основе управляемого термоядерного синтеза.

Очень хочется верить, что под занавес уходящего года все-таки удастся согласовать место строительства термоядерного реактора ИТЭР – первой в истории человечества установки, производящей энергию на основе управляемого термоядерного синтеза.

В середине ноября в Вене должны состояться решающие переговоры между представителями стран, а это Япония, Евросоюз, Россия, США, Канада, Китай и Южная Корея, которые работают над совместным проектом реактора.
Соединенные Штаты и Южная Корея поддерживают желание Японии иметь реактор на своей территории, в то время как Россия и Китай считают более подходящим местом территорию Евросоюза. Некоторые представители Европы высказывают мнение о возможности начала самостоятельного строительства установки во Франции, если переговоры в Вене, как и предыдущие июньские в Японии, ни к чему не приведут.

Между тем затянувшийся географический спор не дает человечеству вступить в эпоху настоящей энергетической революции, масштабы которой выходят далеко за пределы Земли.

Без преувеличения термоядерный синтез является неистощимым и полностью безопасным источником энергии на основе слияния легких ядер, например, водорода или его изотопов – дейтерия и трития. Неуправляемые ядерные реакции синтеза широко распространены в природе, будучи источником энергии звезд, и освоены человеком для военных целей.

Но если термоядерную – водородную бомбу создали и испытали довольно давно и быстро, то подойти вплотную к решению проблемы управляемой термоядерной реакции удалось только в наши дни.

В начале 50-х годов советские ученые под руководством академика Леонида Арцимовича разработали и реализовали концепцию термоядерной установки, состоящей из тороидальной вакуумной разрядной камеры и внешней магнитной системы. В то время казалось, что цель близка, и что уже на первых крупных экспериментальных установках, построенных в конце 50-х годов, будет получена термоядерная плазма.

Но потребовалось еще более 40 лет, чтобы понять и описать сложные физические процессы, происходящие в реагирующей смеси. Инженерам пришлось научиться создавать глубокий вакуум в больших объемах, работать с тритием, создавать большие сверхпроводниковые магнитные системы, мощные лазеры и многое другое.

В начале 70-х годов в мире поняли, что термоядерный реактор можно построить только на основе широкого международного сотрудничества. В сентябре 1985 г. СССР предложил ряду стран совместно разработать реактор ИТЭР. К началу 90-х годов был создан эскизный проект реактора. В июле 1992 г. под эгидой МАГАТЭ международная рабочая группа физиков и инженеров приступила к техническому осуществлению проекта. Сегодня мы видим результат ее работы.

«Впервые в человеческой практике удалось создать реальный проект квазистационарного термоядерного устройства с расчетной тепловой мощностью около 500 миллионов ватт», заявил, комментируя возможное начало нынешнего строительства, руководитель группы ИТЭР Санкт-Петербургского НИИ вычислительной математики и процессов управления Дмитрий Овсянников. ИТЭР даст возможность провести первое реальное исследование физики термоядерного горения плазмы в условиях, когда уровень выделяемой энергии значительно больше затраченного.      

Но главное, повторим, что реактор безопасен во всех отношениях. По словам главного специалиста Института ядерного синтеза Российского научного центра «Курчатовский институт» Георгия Елисеева, «с ним никогда, ни при каких условиях не может произойти авария, подобная чернобыльской. Реактор безопасен по самой своей физике. Против него бессилен любой террорист, так как взрывать термоядерный реактор не имеет смысла. В проекте ИТЭР детально изучены аварийные  ситуации, оценены максимальные выбросы радиоактивности. При любой аварии доза радиации в одном километре от реактора в несколько раз ниже допустимой дозы для населения. Ведь как только плазма вступает в контакт с любым веществом, она мгновенно остывает и перестает быть плазмой, так что термоядерный реактор не представляет радиационной угрозы»

В работах над проектом ИТЭР в России принимает участие более 200 научно-исследовательских организаций, учебных центров и промышленных предприятий. И не случайно, что многое наукоемкое оборудование будет изготавливаться в России.

По мнению Елисеева и Овсянникова, строительство ИТЭРа займет приблизительно 8 лет, а его научная и испытательная программа рассчитана еще на 20 лет. Следующим шагом должен стать ДЕМО – демонстрационный энергетический реактор. «Только после этого шага можно будет с большой степенью уверенности говорить о начале эры термоядерной энергетики», - считает Дмитрий Овсянников.

Если же сохранятся прежние высокие темпы этих работ и соответствующий уровень финансирования, то термоядерная энергетика станет обычным явлением уже во второй половине нашего столетия. –0-

Лента новостей
0