РОССИЯ : В фокусе российской прессы

Подписаться
В фокусе российской прессы - обзор периодической печати.

В фокусе российской прессы - обзор периодической печати.

«Коммерсант»

Российский танкер отрезал Европу от арабской нефти

Суэцкий канал – самая узкая часть маршрута большинства танкеров, снабжающих ближневосточной нефтью Европу,– оказался заблокированным в результате аварии 6 ноября танкера Tropic Brilliance (длина 273,76 м, дедвейт почти 155 тыс. т, эксплуатируется под либерийским флагом), принадлежащего российской госкомпании "Совкомфлот". Сейчас из-за аварии с северного и южного направлений в Суэце скопилось 135 судов – столь серьезный инцидент, пишет «Коммерсант», произошел в проливе впервые за последние 30 лет (последний раз канал перекрывался в 1967 году во время арабо-израильской войны и был вновь открыт в 1975 году).
Суэцкий канал в самом широком месте имеет всего 169 метров, и одномоментно движение судов по нему возможно только в одну сторону. Сев на мель, Tropic Brilliance развернулся поперек канала, парализовав движение по нему.
По Суэцкому каналу осуществляется перевозка нефтепродуктов из Персидского залива во все европейские порты. В среднем через него проходит около 50 судов в сутки. Если в ближайшие несколько дней задержка поставок не прекратится, подорожание нефти в Европе может составить до $1,5 за баррель. Как показывает практика, к такому подорожанию приводят аналогичные снижения поставок нефти из Ирака в размере 300 тыс. баррелей в сутки. Через Суэцкий канал проходит около 20% всей поставляемой в Европу нефти и осуществляется 7,5% всех мировых перевозок морем.
Авария российского судна будет иметь серьезные последствия как для нефтяного рынка, так и для и самой компании. Убытки, понесенные Египтом (канал был национализирован в 1956 году и с тех пор является одним из важнейших источников дохода бюджета страны), за двое суток уже составили $14 млн.
Вчера вечером началась отгрузка нефти с Tropic Brilliance на два вспомогательных египетских танкера. Представители Leth Suez (норвежская компания, управляющая эксплуатацией Суэцкого канала) не смогли сказать, когда танкер будет снят с мели. На ликвидацию аварии может уйти до нескольких дней. Ответчиком за инцидент может стать как "Совкомфлот", так и Leth Suez. 


«Новые известия»

Спецоперация вынудит Масхадова сдаться?

Первый вице-премьер правительства Чечни Рамзан Кадыров продолжает настаивать на том, что Аслан Масхадов хочет сдаться в плен. К такому решению лидера боевиков якобы подталкивает спецоперация по его поимке, не прекращающаяся в горной части республики.
Кадыров, напоминают «Новые известия», две недели назад уже предсказывал Масхадову скорую явку с повинной. Но тогда эта идея была скептически воспринята в руководстве республики. На этот раз вице-премьер свое заявление подтвердил некоторыми подробностями. По его словам, лидер боевиков «прямо или косвенно стремится установить контакт с одним из руководителей субъекта Федерации в Северокавказском регионе, чтобы через посредников уговорить его передать представителям высших органов власти России для обсуждения вопросы сложения им оружия и явки с повинной».
Для того чтобы его слова на этот раз восприняли всерьез, первый вице-премьер правительства ЧР добавил, что «стало известно, что Масхадов дал такое поручение, в частности, некоторым бывшим депутатам парламента Ичкерии (так сепаратисты именуют свою республику), которые, отнеслись холодно к этой просьбе».
Такая реакция, по его мнению, вызвана тем, что прежде чем договариваться с федеральными властями, Масхадову нужно получить добро у своего соратника Шамиля Басаева, который, однако, в этом не заинтересован. Ведь непризнанный президент Ичкерии является единственным предлогом для некоторых западных политиков называть боевиков «легитимной властью в республике». Лишившись Масхадова, Басаев окончательно превратится в глазах всего мира в просто международного террориста. Несмотря на то что, Масхадов стремится сдаться именно в качестве президента Ичкерии, Кадыров уверен, что «на самом деле он является таким же главарем незаконных вооруженных формирований, как и Басаев или Умаров», и к сдаче в плен его побуждает не совесть, а страх быть уничтоженным в ходе спецоперации в горах Чечни.

 

«Коммерсант»

Перенос саммита Россия-ЕС – свидетельство стагнации двусторонних отношений?

В воскресенье главы государств и правительств государств–членов ЕС одобрили новый состав Еврокомиссии. Это произошло через два дня после того, как отсутствие новой Еврокомиссии стало формальным поводом для переноса ноябрьского саммита Россия–ЕС. Очевидно, что истинные причины переноса саммита на неопределенный срок гораздо глубже формально-протокольных, пишет «Коммерсант».
Многие эксперты воспринимают происходящее как первый сигнал того, что политика Москвы, направленная на выстраивание равноправного партнерства с расширившейся Европой, не выдерживает испытания на прочность. Происходит качественное изменение расклада сил внутри ЕС. Традиционные страны-лидеры (прежде всего Германия, Франция и Италия), которые все последние годы проводили достаточно мягкую политику в отношении России, теперь не могут не учитывать сдержанное отношение к восточному соседу стран Восточной Европы, а также некоторых скандинавских государств, в первую очередь Дании. По мнению многих аналитиков, грядущее принятие общеевропейской конституции еще более закрепит это положение, заставив Евросоюз применять к России общеевропейские стандарты, не изобретая "особые правовые модальности" сотрудничества.
Среди основных нерешённых проблем между Москвой и Брюсселем наблюдатели называют вопрос выравнивания внутрироссийских цен на энергоносители с общемировыми, экологические претензии ЕС. По мнению Москвы, ЕС тормозит реализацию договоренностей по проблеме трансграничного перемещения людей и дистанцируется от предметного рассмотрения вопросов введения безвизового режима.
Стороны не демонстрируют готовности пойти на уступки по принципиальным вопросам. При этом Евросоюзу спешить некуда, а Москве следует поторопиться. В 2007 году истекает срок действия соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС. Приближается и момент принятия России в ВТО, после чего ее взаимоотношения с ЕС будут регулироваться нормами этой организации. Поэтому Москва заинтересована в том, чтобы успеть договориться об особых принципах сотрудничества с ЕС.

 

«Ведомости»

Словакия хочет выкупить долю “ЮКОСа” в Transpetrol

Власти Словакии хотят вернуть 49% акций трубопроводной компании Transpetrol, проданные два года назад НК "ЮКОС". Вчера министр экономики Словакии Павол Руско объявил, что предложение провести переговоры на эту тему уже направлено в российское правительство.
Представитель Министерства экономики Словакии Марош Хавран пояснил "Ведомостям", что письмо в Россию было направлено примерно три недели назад. С самим "ЮКОСом" переговоры еще не начинались. Хавран говорит, что словацкие власти обеспокоены тем, что на собрании акционеров "ЮКОСа" 20 декабря может быть принято решение о банкротстве или даже ликвидации компании. При этом он отказался назвать сумму, которую словацкое правительство готово уплатить за акции Transpetrol.
Управляющий партнер юрфирмы A.S.T. Legal Анатолий Юшин отмечает, что решение о продаже доли "ЮКОСа" в Transpetrol зависит от Минюста. По его словам, судебные приставы имеют право продать арестованные активы без проведения аукциона.
Источник газеты в «ЮКОСе» заявил, что сделка по продаже акций Transpetrol приемлема для компании.
Чиновник одного из профильных министерств в интервью "Ведомостям" сообщил, что инфраструктурные объекты в Европе интересны для российских компаний, поэтому правительство может и не одобрить эту сделку.
Transpetrol - единственный оператор словацкого участка нефтепровода "Дружба" протяженностью 515 километров и пропускной способностью 21 миллион тонн сырья в год. Одна из веток Transpetrol стыкуется с трубопроводными системами Венгрии и Хорватии, другая уходит на чешский трубопровод Mera, построенный для поставок сырья из порта Триест, и в Германию. Правительству Словакии принадлежит 51 процент акций Transpetrol, "ЮКОСу" - 49 процентов.

Лента новостей
0