РОССИЯ : Гитлер, Ленин и Хирохито в фильмах Александра Сокурова

Подписаться
53-летний российский лидер интеллектуального кинематографа, включенный Европейской киноакадемией в число 100 лучших режиссеров мира, Александр Сокуров завершает третью часть своего исследования психологии власти. Идет монтаж его новой ленты «Солнце» о японском императоре Хирохито. «У императора хватило мужества отказаться от прошлого и обеспечить достойное будущее своей страны», - такую мысль предпосылает режиссер своей нынешней работе.

53-летний российский лидер интеллектуального кинематографа, включенный Европейской киноакадемией в число 100 лучших режиссеров мира, Александр Сокуров завершает третью часть своего исследования психологии власти. Идет монтаж его новой ленты «Солнце» о японском императоре Хирохито. «У императора хватило мужества отказаться от прошлого и обеспечить достойное будущее своей страны», - такую мысль предпосылает режиссер своей нынешней работе.

Тетралогию о политиках, написавших сценарий истории 20 века, открыл в 1999 г «Молох» о частной жизни Адольфа Гитлера, а в 2000 году продолжил «Телец» о последних днях жизни Владимира Ленина. Сокурова интересуют личные драмы вождей. Он десакрализует власть. «Она сопряжена с возникновением ненависти, подозрительности и озлобленности, с желанием уничтожать себе подобных. Я хочу понять, что деформируется в человеке в тот момент, когда у него появляется власть», - поясняет режиссер.

По его мнению, душу Гитлера омертвила и лишила возможности возрождения абсолютная власть. Ленин, считает Сокуров, в пору смертельной болезни осознал весь ужас того тупика, в который загнал свою страну, «но было уже слишком поздно». Император Хирохито, правивший Японией более 60 лет, смог преодолеть гордыню, рожденную могуществом. «Это единственный из исторических персонажей своего времени, который прошел через всю вторую мировую войну одним из лидеров оси Германия – Италия – Япония и не только не предстал перед судом, но и в своем по сути прежнем статусе продолжал пребывать в стране. Более того, Япония обогнала в своем объективном развитии и победителей», – полагает Сокуров.

Для многих японцев император по сей день остается фигурой священной. Российский режиссер показывает его как человека, который охотно предпочел бы правлению занятия наукой: он интересовался ботаникой и ихтиологией, публиковал научные труды, сделал ряд открытий. «Это человек с глубокой интуицией, исключительным достоинством и большим мужеством. Он был готов принять смерть как месть победителей», - замечает автор фильма. Когда в 1945 году американцы вошли на территорию Японии – а именно эти события и рассматривает Александр Сокуров в «Солнце», японская армия – несколько миллионов человек – была готова воевать. Именно позиция Хирохито определила финал войны. «Он сказал: не сопротивляться, жизнь японца дороже всего, и спас свой народ от истребления», - подчеркивает режиссер.

Его интерес к истории – профессиональный. По первому образованию  Сокуров – историк. Он учился в университете города Горького (ныне Нижний Новгород, Поволжье) и одновременно работал на местном телевидении.
В конце 1970-х Сокуров снял дебютную картину «Одинокий голос человека», и его благословил киномэтр Андрей Тарковский. Второй фильм – «Скорбное бесчувствие» 1983 года по пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» о  непонимании между людьми – критики назвали зрелой работой. Здесь определился стиль Сокурова: интеллектуальность, интерес к бессознательному, «живопись в кино» - каждый кадр он ставил часами.

С середины 1990-х режиссера возвели в сан «мэтра интеллектуального кинематографа». Каких только премий он не получал: от Международной премии Ватикана «Третье тысячелетие» до главной российской – Государственной! Из года в год Сокуров представлял Россию на Каннском кинофестивале. В 2003 году его лента «Отец и сын» о симбиозе двух близких душ получила в Каннах премию ФИПРЕССИ. Этот фильм стал продолжением картины 1997 года «Мать и сын», удостоенной ряда европейских призов. В ней мать тихо угасает на руках у любящего сына.  

Истории посвящен «Русский ковчег» 2002 года – подарок Санкт-Петербургу к 300-летию. «Беспрецедентная виртуозность», «невероятное проявление силы кинематографической магии», - писали «Тайм» и «Вашингтон пост» в августе 2003 г после показа картины в США. Рецепт ее таков: ожившие 3 века российской истории, их свидетель – петербургский Эрмитаж, немногим меньше 900 актеров, сотни париков и костюмов, 90 минут кино единым планом, без остановок камеры. В основе сюжета – мемуары француза Астольфа де Кюстина о путешествии в Россию. Название фильма можно расшифровать так: подобно библейскому ковчегу, Россия плывет по волнам времени и, несмотря на все исторические потрясения, сохраняет свои несметные культурные богатства.
Александр Сокуров снимал картины о русских гениях 20 века - Федоре Шаляпине, Антоне Чехове, Александре Солженицыне, Дмитрии Шостаковиче, Андрее Тарковском – и о безвестных солдатах, служивших на таджикской границе. По завершении ленты об императоре Хирохито режиссер собирается продолжить исторические изыскания – «сделать картину-обобщение всего исторического опыта, связанного с диктаторами 20-го века». -0-  

Лента новостей
0