РОССИЯ : Россия уложится в график уничтожения своего химического оружия

Подписаться
На середину ноября этого года Россия уничтожила 737,5 тонны своих боевых отравляющих веществ (ОВ) первой категории. Это 1,8 процента от общих запасов, составляющих 40 тысяч тонн.

На середину ноября этого года Россия уничтожила 737,5 тонны своих боевых отравляющих веществ (ОВ) первой категории. Это 1,8 процента от общих запасов, составляющих 40 тысяч тонн.

Среди оставшихся запасов - весь иприт, хранившийся в поселке Горный Саратовской области (690 тонн). Сейчас там, на объекте по ликвидации химического оружия, идет детоксикация запасов люизита (252 тонны). Она должна быть закончена к декабрю 2005 года. Затем наступит очередь ипритно-люизитных смесей. Их на складе в поселке Горный – 191 тонна.

Такие сроки уничтожения иприта и люизита – отравляющих веществ кожно-нарывного действия привел в своем докладе на Шестом форуме-диалоге «Актуальные проблемы уничтожения химического оружия в России», организованном российской неправительственной общественной организацией Зеленый Крест, заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности генерал-полковник Виктор Холстов. Кроме того, он сообщил, что в России уже ликвидировано все химическое оружие второй и третьей категории – 330 тысяч штук неснаряженных отравляющими веществами боеприпасов и устройств, а также 10,6 тонны боеприпасов с фосгеном.

Таким образом, свои обязательства по ликвидации одного процента химоружия к 29 апреля 2003 года наша страна выполнила полностью.
Сложнее с выполнением обязательств по второму этапу ликвидации отравляющих веществ. Согласно положениям международной Конвенции о запрещении и уничтожении химического оружия и по согласованным с Организацией по запрещению этого оружия, расположенной в Гааге, срокам Россия должна ликвидировать 20 процентов своих запасов, или 8 тысяч тонн, к 29 апреля 2007 года.

Но такого количества отравляющих веществ в Горном, где работает пока единственный в стране "объект по детоксикации" химического оружия, нет. Следовательно, необходимо ударными темпами вводить подобные объекты по ликвидации в Камбарке (Удмуртия), где в железнодорожных цистернах хранится 6360 тонн люизита, и в Марадыковском (Кировская область), где в авиационных ракетах и выливных емкостях сосредоточено 6960 тонн ипритно-люизитных смесей, а также фосфорорганические отравляющие вещества - зарин, зоман и VX-газы.

Эти объекты должны вступить в строй к концу будущего года и, если не произойдет никаких форс-мажорных событий, то Россия уложится в объявленный график уничтожения своего химического оружия. Оно должно быть полностью ликвидировано к 29 апреля 2012 года. Хотя для этого нужно будет построить еще четыре объекта по ликвидации – в городе Кизнер (Удмуртия), в поселке Леонидовка (Пензенской области), городе Почеп (Брянская область) и городе Щучье (Курганская область). Каждый из этих объектов должен быть введен в строй к 2008 году и за четыре года уничтожить оставшиеся там химические арсеналы.

Правда, есть одна широко известная всем причина, которая может помешать это сделать. И эта причина – деньги. Их, как всегда, не хватает. На будущий 2005 год Россия заложила в свой бюджет на уничтожение химического оружия 11 млрд. 160 млн. рублей (373 млн. долларов). Это в два раза больше, чем выделялось на эти цели в 2004 году. Тем не менее, явно недостаточно, чтобы выполнить все взятые на себя перед международным сообществом обязательства.

На ликвидацию всех запасов стране нужно, как минимум, 3-4 млрд. долларов, то есть 500-600 млн. долларов ежегодно. Экономические возможности государства не позволяют тратить такие  суммы.

Но дело в том, что при подписании Конвенции о запрещении и уничтожении химического оружия Россия заявила о проблеме нехватки финансовых средств на ее выполнение. А страны – участники Конвенции, в первую очередь, ведущие государства мира, пообещали Москве разделить ее экономическое бремя в пропорции 50 на 50. Особенно горячо уверяли в этом представители Соединенных Штатов.

Сегодня выясняется, заявил генерал Хостов, что от общих расходов России на ликвидацию ее отравляющих веществ зарубежная помощь составляет всего… 7 процентов, или 217 млн. долларов. И меньше всего ее выделяет именно Вашингтон, который к тому же обставляет свою финансовую поддержку рядом условий. Некоторые из них выглядят совершенно нереальными. Например, допустить американских инспекторов ко всем, даже не входящим в орбиту действия Конвенции, химическим и биологическим НИИ и предприятиям, к другим закрытым государственным и коммерческим сведениям. На что Москва, естественно, согласиться не может.

Серьезно подвели Россию Соединенные Штаты с вводом в строй объекта по ликвидации артиллерийских снарядов и ракетных боеголовок, снаряженных зарином, зоманом и  VX-газами, в городе Щучье Курганской области. Именно этот арсенал, где хранится 5440 тонн отравы, вместе с объектом в Камбарке и должен был стать основой выполнения Россией второго этапа ликвидации химоружия. Вашингтон взял на себя обязательство выделить на строительство промышленной зоны объекта более 700 млн. долларов. Но не сделал этого. Из-за чего пришлось серьезно корректировать Государственную целевую программу по ликвидации отравляющих веществ. То есть завод строится слишком медленно. Хотя представители США не устают повторять, что они «гордятся тем, что помогают России уничтожать химическое оружие безопасным образом».

Заместитель помощника министра обороны США по химическому разоружению и уменьшению угрозы Patrick J. Wakefield  заявил на Шестом общественном форуме-диалоге российского Зеленого Креста, что в конце августа нынешнего года Вашингтон выделил на строительство объекта в Щучье 220 млн. долларов, еще 270 млн. – на уничтожение боеприпасов, сосредоточенных на том арсенале, и 70 млн. долларов – на организацию защиты объекта от террористов, пообещав, что общая сумма американской помощи составит более млрд. долларов на этот объект. Но в российской Государственной комиссии по химическому разоружению выразили большое сомнение, что  все эти деньги дойдут до Курганской области.

Сотрудники Госкомиссии заявили военному обозревателю РИА «Новости», что фактически большая часть средств, выделенных Вашингтоном на оказание помощи России в ликвидации ее химического оружия, то есть до 70 процентов, остается на территории Соединенных Штатов. Она идет на оплату тех или иных проектов, которые заказывает Пентагон своим фирмам, на проведение брифингов, консультаций, поездки инспекционных групп в Россию и обратно, на приемы делегаций. И на многие другие мероприятия, никак напрямую не связанные с процессом ликвидации ОВ. Этот вывод, кстати, подтвердила и проверка, организованная МИДом России совместно с Главным контрольным управлением президента.
На «доброго американского дядюшку» большой надежды нет, говорят специалисты, нужно опираться на собственные силы и на те государства, что без особой рекламы, реально помогают нашей стране избавляться от «химической скверны». Таких государств немало. Лидер среди них, безусловно, Германия. При ее активном содействии был создан объект по ликвидации в Горном, и сейчас она оказывает большую помощь в строительстве завода по детоксикации люизита в Камбарке.

К сегодняшнему дню Россия подписала 28 соглашений межправительственного и межведомственного характера о взаимодействии с иностранными государствами в сфере химического разоружения. Только за последние два года - пятнадцать соглашений, позволяющих рассчитывать на привлечение дополнительных средств в размере 1,020 млрд. долларов в ближайшие пять лет. Но какие деньги реально станут работать на эту программу, покажет время.
А пока Россия сама решает нелегкую задачу расставания с запасами «холодной войны».  Помогут ей или нет – уже не вопрос. Главное, что назад пути нет. И, как говорят в народе, глаза боятся, а руки делают. Объявленный график надо соблюдать.  –0-

Лента новостей
0