В российском кинематографе выдался «женский» год. Опытные и малоискушенные режиссеры-женщины долго готовились к прорыву, – и вот свершилось: снят десяток картин, которые достойны внимания критиков и интереса публики.
Российские режиссеры-женщины не боятся быть сентиментальными, сосредоточенными на теме любви и далекими от злобы дня. Во всякой «социальной» фабуле они прочтут вечные человеческие драмы – одиночество, непонимание, разлад ума и сердца, абсурд повседневности, поиски счастья. «Женское» киноискусство не страшится быть экстравагантным, лиричным, бессюжетным. Российские режиссеры-женщины не пытаются имитировать мужской взгляд на реальность и играть в феминизм. Они искренне хотят спасти мир, внести в него утерянный смысл.
Драма «Богиня: как я полюбила» стала бенефисом культовой эксцентричной сценаристки и актрисы Ренаты Литвиновой, которая выступила в ленте еще и как сопродюсер и режиссер. Игровой фильм она ставила впервые и в главной роли сняла себя же. Разрозненные «осколки» жизни в картине объединяет только один образ – центральная героиня, следователь по уголовным делам Фаина, женщина мистическая, почти медиум, которому являются видения и который притягивает несчастья.
Погруженная в себя, она, тем не менее, остро чувствует и чужую боль, уязвима к человеческим страданиям. Именно ее интуиция и природный «лунатизм» позволяют ей успешно расследовать дела. Но фильм не о том. Атомизировав реальность, Литвинова рассказала о ее зыбкости, абсурде и жестокости. Однако жизнь можно оправдать с помощью человечности и любви – таков вывод режиссера.
Рената Литвинова сняла лирическую, медитативную картину-самолюбование. Ее фильм – это она в зеркале. В эксцентричной картине «Настройщик» своей наставницы, мастера интеллектуального кино Киры Муратовой, Литвинова сыграла совсем другую роль – авантюристки, которая толкает своего любовника, бывшего настройщика, на обман и грабеж.
Он приходит в роскошный дом, приводит в порядок его музыкальную реликвию - пианино, очаровывает хозяйку-старушку и ее подругу, становится другом дома и, в конце концов, грабит его. Но пожилые мечтательницы прощают вора – за обаяние и внимание к ним. Кира Муратова любит своих героинь и одновременно иронизирует над ними, – это ее фирменный стиль, ее версия гуманизма. Драму она часто разряжает клоунадой, любовь к жизни – насмешкой и фарсом. Так было и в ее предыдущем фильме «Чеховские мотивы» (2002).
«Удаленный доступ» Светланы Проскуриной – режиссера из команды лидера артхауса Александра Сокурова – картина, участвовавшая в этом году в Венецианском фестивале. Сюжет ее минимален – отношения матери и дочери. Они могли бы быть ближе и по-настоящему любить друг друга, но за повседневной суетой любовь неминуемо ускользает от них. Лента выросла из ностальгии по душевному родству и единению «отцов» и «детей» - чувствам, по которым непростая реальность ударяет больнее всего.
Дебютант Марина Разбежкина, снявшая «Время жатвы», не побоялась показаться сентиментальной. По сути, тема ее картины – та же, что и у ее коллег: человек и абсурдная действительность. Есть, правда, одно уточнение: «советская действительность», драма, круто замешанная на фарсе. Лента получила приз российских критиков и приз ФИПРЕССИ. Главная героиня, комбайнер Тося, заслужила Красное знамя – переходящую награду за трудовые подвиги, которую надо сберечь. В ее нищем доме священное полотнище грызут мыши. Тося решает работать еще усерднее, чтобы знамя осталось у нее и никто не увидел следы «пиршества» мышей – проеденные дырки. Вся жизнь Тоси – это только заботы, тяготы и невозможность чуда.
Чуда ждет от своего героя еще одна дебютантка в игровом кино Светлана Стасенко, автор картины «Ангел на обочине», которой американские критики присудили премию "Young Artist Awards" - "Призы юным талантам". Мальчик Мишка из неблагополучной семьи, завоевав расположение известного бандита, под его покровительством начинает выступать в кабаках. Бандита убивают – и Мишка стреляет в убийцу. Кем окажется юноша после тюрьмы - человеком с изуродованной душой или рок-музыкантом с большим будущим, размышляет Светлана Стасенко. Ее лента получилась не столько социальной, сколько психологической: главное здесь – нравственный выбор юноши, его способность к душевной стойкости.
Еще один киноновичок – Анна Меликян – сделала фильм-анекдот, сюрреалистический трагифарс «Марс» о городе, в котором со всех улиц смотрят портреты Ленина и Маркса (изначально город был назван в его честь, но буква «к» выпала), зарплату выдают плюшевыми игрушками, а в кинотеатрах идет фильм «Касабланка». Интересует ли режиссера социальный план? В меньшей степени, чем психологический – иллюзии персонажей. Загнанные в предлагаемые рамки, они мечтают о лучшей жизни, о любви, но их мечты, не такие уж экзотичные, оказываются напрасными.
«Женское» кино мучается неразрешимыми «проклятыми» вопросами, исступленно ищет справедливости. То, на что мужчины-режиссеры уже махнули рукой, женщины все еще надеются исправить. Их ведут и природные инстинкты устроительниц и миротвориц, и общественная жажда стабильности, и желание сказать свое слово, когда упорно молчит сильный пол. –0-