Уходящий год, по всей видимости, открыл новую главу в развитии мировой космонавтики. От чисто государственного направления космическая деятельность имеет тенденцию смещаться в сторону предпринимательства.
Так, развлекательные полеты на околоземную орбиту уже очень скоро могут превратиться в повседневность. Причем, туроператором выступит отнюдь не государство, а частные компании. Они же готовы финансировать развитие наземной инфрастуктуры.
Для России частное финансирование отечественной космонавтики - есть благо в целом и в частности.
Как показывают социологические опросы, 83% россиян поддерживают космическую деятельность и считают ее национальной гордостью. С другой стороны, хроническое государственное недофинансирование отрасли в последние годы, привело, несмотря на стремительный рост космического бюджета сегодня, к приостановке и даже замораживанию ряда научных программ.
Не случайно, таким образом, что руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов говорил в начале ноября о перспективах частной космонавтики в России во время рабочей поездки в Железногорское научно-производственное объединение прикладной механики им. Решетнева под Красноярском в Восточной Сибири. Это объединение является головным российским предприятием по созданию научных и связных космических аппаратов.
По словам Перминова, «в нашей стране есть люди, которые готовы вкладывать деньги в освоение космоса. Первый в истории российской космонавтики прецедент уже создан. Одна из уральских компаний намерена вложить более 10 млн. долл. в развитие нового космического старта. Роскосмос сейчас рассматривает этот проект».
Но наиболее перспективным направлением частных вложений является космический туризм и, в частности, суборбитальные полеты.
Идея зарабатывать на орбитальных полетах далеко не нова. Россия предполагала использовать для этих целей орбитальный комплекс «Мир». Однако в конечном итоге эксплуатацию станции решили прекратить. Что касается возможности путешествий на Международную космическую станцию (МКС), то пока удалось организовать только две экспедиции в 2001 и 2002 гг. Третьего потенциального туриста, американского миллионера, физика Грегори Олсена, подвело здоровье на этапе тренировок в подмосковном Центре подготовки космонавтов.
Кроме того, идею туризма на станцию в целом не разделяют американские партнеры программы МКС, которые видят безусловные выгоды от этого вида деятельности в организации суборбитальных маршрутов. 29 сентября состоялся первый полет частного космического корабля SpaceShipOne, принадлежащего компании Scaled Composites, второй – 4 октября.
Руководство российской космической программой считает, что необходимо развивать оба направления космического туризма: короткий, в несколько часов суборбитальный полет и недельное пребывание на борту МКС.
Так, у американской компании Scale Composites имеется весьма серьезный конкурент в лице российской компании Suborbital Corporation. Эта компания тесно связана с конструкторским бюро имени Мясищева, а финансовую поддержку работ обеспечивает американская компания Space Adventures, которая, кстати, ведает отправкой туристов на МКС. Российский суборбитальный корабль носит название «Космополис ХХI» и идейно весьма похож на SpaceShipOne, разве что внешний вид у отечественной разработки не столь экзотичен.
В 2002 г. прототип этого корабля уже демонстрировался в подмосковном Жуковском. Для полетов корабль использует самолет-носитель М-55 «Геофизика», разработанный в бюро Мясищева. Самолет может поднять аппарат на высоту 17 км, откуда корабль продолжит полет с помощью своих ракетных двигателей. Посадка челнока производится на обычный аэродром в режиме планирования.
В то же время Анатолий Перминов пока сдержанно оценивает перспективы суборбитального туризма. Комментируя мнение некоторых российских экспертов, полагающих, что из-за суборбитальных полетов, проводимых в США, Россия может лишиться доходов от космического туризма на МКС, руководитель Роскосмоса отметил в Красноярске, что «сейчас много делается в рекламных целях, а на самом деле желающих, поверьте, не так уж и много, и не только из-за денег. Все-таки технически подобные полеты до конца не отработаны – для этого нужно время».
По мнению Перминова, более сложная экспедиция на МКС менее опасна, чем любой суборбитальный полет, хотя и стоит гораздо дороже.
В любом случае, частное финансирование космических программ органично вписывается в тенденцию развития российской экономики на основе предпринимательской инициативы и государственного регулирования. –0-