22-23 ноября на египетском курорте Шарм-эш-Шейх на конференции по проблемам Ближнего Востока станет ясно – если ли у международного сообщества единое видение проблем, касающихся Ирака и Палестины, сумеют ли Восток и Запад услышать друг друга. Теоретически такой шанс есть, хотя бы уже потому, что подобная дискуссия проходит по инициативе США и впервые с начала президентства Джорджа Буша-младшего.
Во многом успех зависит, конечно, от позиции США – приедут ли американские политики в Египет для того, чтобы искать компромиссы или диктовать свои условия. Готовы ли они, решая судьбу Ближнего Востока, учитывать мнение стран региона.
Так, один из высокопоставленных членов администрации президента США Билла Клинтона, будучи недавно в Москве признался, что одной из ошибок Вашингтона было то, что в ходе подготовки окончательных мирных соглашений между Израилем и палестинцами не принималась в расчет позиция арабских стран. И это одна из причин провала саммита в Кэмп-Дэвиде летом 2000 года. Ведь там обсуждался вопрос, который волнует всех арабов, а не только палестинцев - судьба Иерусалима. Небезразлично многим арабским странам и то, как решится проблема палестинских беженцев, которые проживают на их территории. Не говоря уже о том, что ряд арабских стран - Саудовская Аравия, Сирия, Иордания. Египет - имеют рычаги влияния на ситуацию в самой Палестине. Исключить их из процесса урегулирования невозможно. Иначе они все равно будут вмешиваться в происходящее и только вносить смуту и в без того сложную ситуацию.
Неслучайно российские дипломаты в 2003 году настояли на том, чтобы в «Дорожной карте» палестино-израильского урегулирования, разработанной «квартетом» посредников – США, Россией, ЕС и ООН, была ссылка на мирную инициативу саудовского наследного принца Абдаллы, с которой он выступил весной 2002 года в разгар интифады «Аль-Акса». Тогда же предложения принца Абдаллы были одобрены саммитом Лиги арабских государств в Бейруте. Таким образом «Дорожная карта» учитывает мнение практически всех заинтересованных в арабо-израильском урегулировании сторон. И это, несмотря на претензии и поправки к «Дорожной карте» со стороны как израильских, так и арабских политиков, создает основу для начала мирных переговоров, когда бы они не начались – завтра или через несколько лет. Вместе с тем, одной ссылки на саудовскую инициативу в «Дорожной карте» мало. Необходим учет позиций арабов и их помощь на каждом этапе ее реализации – начиная от проведения выборов в Палестинской автономии и отказе палестинцев от террористических методов ведения борьбы до решения вопросов границ, беженцев и Иерусалима. То же касается и Ирана, не справедливо исключенного из процесса ближневосточного урегулирования, на которое он оказывает достаточно серьезное влияние.
Похожая ситуация складывается и в отношении Ирака. Здесь также необходим консенсус – и в вопросах оказания финансовой и технической помощи, и в вопросах внутреннего урегулирования. Что касается последнего, то сами иракцы настаивают на невмешательстве в их внутренние дела, особенно со стороны стран-соседей. Между тем, и политика невмешательства должна быть согласована, ведь от того, как будет развиваться ситуация в Ираке зависит судьба многих государств региона. Формально, все они заинтересованы в стабилизации в этой стране. Однако нельзя забывать и о том, что успех американцев в Ираке позволит США активизировать свои планы по демократизации Большого Ближнего Востока и, в частности, усилить давление на Иран, Сирию, Саудовскую Аравию. Этим странам нужны гарантии со стороны Вашингтона относительно их будущего, иначе они всегда смогут найти возможность для дестабилизации обстановки в регионе.
Наконец, конференция в Шарм-эш-Шейхе предоставляет возможность для обсуждения еще одной темы – радикализации ислама. Сегодня это проблема не только западных стран и России, но и самого исламского мира.
Таким образом, Шарм-эш-Шейх может стать тем местом, где будет проведена работа над ошибками. Если это действительно произойдет, то появится реальный шанс для стабилизации на Ближнем Востоке. –0-