Командование американских войск в Ираке объявило о полном контроле над центром «суннитского треугольника» - Эль-Фаллуджей. Хотя и оговорилось, что «в некоторых районах города еще остаются отдельные очаги сопротивления». Фактически штурм Эль-Фаллуджи, начатый четырьмя усиленными батальонами десять дней тому назад, можно считать законченным. Правда, итог его не слишком впечатляющий.
Трехсоттысячный город практически полностью разрушен. Нет электричества, выведены из строя водопровод и канализация. Повреждены, в том числе, и мусульманские святыни, расположенные в Эль-Фаллудже, - мечети, гробницы местных святых. На улицах валяются трупы мирных жителей. Их некому хоронить. И потому разлагающиеся тела поедают бродячие собаки. Гуманитарный конвой Красного Полумесяца с водой, медикаментами и продовольствием не первый день стоит без движения у городской черты, - его дальше не пропускают. Не безопасно. В городе продолжаются перестрелки. В стенах домов, в тротуарах торчат неразорвавшиеся мины и снаряды. Часть зданий заминирована, - саперные работы осложняются спорадическими боями.
Даже по официальным данным, штурм Эль-Фаллуджи и бои на его улицах унесли жизни более 50 американских солдат, 425 ранено. На десять тысяч американцев, введенных в город, это серьезный боевой урон. Погибло так же и 1200 бойцов сопротивления, более тысячи взято в плен. Но главу иракских террористов, на совести которого более ста пятидесяти похищенных и казненных иностранцев, Абу Мусаба Заркауи задержать не удалось. Хотя его штаб, база подготовки боевиков, пыточные камеры найдены. Их показывают по всем телеканалам мира.
Какие же выводы можно сделать из штурма Эль-Фаллуджи? По мнению военных экспертов, опрошенных РИА «Новости», первый и главный из них – очевиден. Завоевав территорию Ирака, американская армия и ее союзники не смогли завоевать мир в этой стране. Что, впрочем, предсказывали наши собеседники перед началом операции «Шок и трепет» еще зимой прошлого года. Среди них и бывший глава Комитета по обороне Государственной Думы генерал армии Андрей Николаев.
Второй вывод уже чисто военный – колоссальное технологическое и оперативно-тактическое преимущество армии, вооруженной и обеспеченной всей необходимой для современного боя аппаратурой и снаряжением по нормам ХХI века, по сравнению с армией середины ХХ века, наглядно продемонстрированное всему миру в ходе операции «Шок и трепет», оказалось снивелировано месяцами оккупации иракской территории.
При нынешнем развитии боевой техники и военного искусства штурмовать Эль-Фаллуджу американским войскам пришлось, как заявил нам бывший заместитель министра обороны России генерал-полковник Валерий Миронов, по схемам и правилам, разработанным еще в ходе Второй мировой войны. Например, с неадекватным (резко, многократно превышающим потребности боя) применением силы. С массированными ударами авиации и артиллерии, под которые, кстати, неоднократно попадали и собственные бойцы. Со смешанными – мотопехотными и танковыми штурмовыми отрядами, сведенными в межвидовые батальоны и поквартальным прочесыванием городских районов. То есть, почти так, как штурмовали зимой 1995 и 1999 года российские войска в два раза больший город, чем Эль-Фаллуджа, столицу чеченской республики – Грозный.
Вот только оружие и боевое оснащение у американских солдат было и остается другим, что нельзя не отметить. У российских минометчиков, например, не было, как нет и сейчас, портативных компьютеров, на которые они в режиме реального времени получали бы целеуказания о тех или иных разведанных целях. И на которых могли бы рассчитывать поправки и установки для проведения стрельбы, как это делали американские артиллеристы. Нет у российской армии и такого разнообразия инфракрасных приборов ночного видения.
И, тем не менее, абсолютное технологическое преимущество перед террористами, как заметили эксперты, все же не позволяло американским подразделениям применять новые методы ведения боевых действий, какие они применяли, например, в Югославии, – бесконтактные удары по центрам и очагам сопротивления, по штабам и базам боевиков, по важнейшим объектам жизнедеятельности.
Тяжелым танкам «Абрамс» и бронетранспортерам «Страйкер», несмотря на надежное прикрытие с воздуха и непрерывающуюся радиосвязь с вертолетами огневой поддержки, приходилось втягиваться в узкие городские улочки, подставлять свои борта под гранатометы террористов. Сколько танков и бронетранспортеров было при этом сожжено, официальных данных нет. Но то, что и таких потерь хватало, очевидно.
Кроме того, оказалось, что отсутствие воды, электричества и канализации никак не влияют на боеспособность суннитских сил сопротивления. Потерю цивилизационных благ, из-за которых достаточно легко было сломлено сопротивление Белграда, боевики Абу Мусаба Заркауи вообще не заметили. Они, как выяснилось, могут достаточно долго сидеть в развалинах города среди гниющих трупов и разлагающегося мусора, обходиться одной черствой лепешкой и стрелять по американским машинам и солдатам до тех пор пока у них не закончатся патроны и гранаты.
Отсюда еще один вывод российских военных экспертов из операции в Эль-Фаллудже. Штурмом этого города вылазки террористов и удары по американским войскам и их союзникам остановить не удастся. Попытки военными средствами навести порядок в Ираке – бесперспективны. Впрочем, что-либо советовать Пентагону российские военные эксперты в беседе с обозревателем РИА «Новости» не взялись. Утверждают, что на Потомаке и без них есть опытные и ответственные люди. –0-