Рост российской экономики вызвал невиданный ранее всплеск потребительского спроса населения. На приобретение товаров и услуг россияне потратили в прошлом году свыше $ 200 млрд. из которых 6,5 % пришлись на покупки автомобилей. В прошлом году было продано 1,5 млн. автомобилей – столько же, сколько за девять месяцев текущего года. Продажа автомобилей растет ежегодно на 8-10%. И такие темпы продлятся, по крайней мере, вплоть до 2010 года.
По мнению заместителя директора департамента промышленности Минпромэнерго Николая Сорокина, в 2010 г. в стране будет продаваться 2,2 млн. автомобилей, из них отечественных 1,2-1,3 млн. импортных – 0,4 – 0,5 млн. и столько же иностранных моделей, собранных на месте. В денежном выражении это даст свыше $ 20 млрд. (2004 г. - $ 13 млрд.).
Но, к сожалению, задачи отдельно взятого потребителя и государства редко совпадают. Если покупатель хочет купить дешевле, то государство, ищет свою выгоду в повышении всевозможных пошлин и налогов. А еще оно должно быть озабоченно развитием своей автопромышленности. Все последнее время так и было. Правительство дало шанс местным производителям, но практика показала, что чисто протекционистские меры им впрок не пошли. Качество российских автомобилей осталось низким, а цена резко подросла. Не улучшились и количественные показатели автозаводов.
Сейчас ситуация меняется. Принятая правительством Концепция развития российского автомпрома ориентирована на создание в стране современных производств по выпуску автомобильной техники с участием иностранных инвесторов. Иностранные компании, собирающие легковые автомобили в России могут получить к Новому году поистине царский подарок. Готов проект постановления правительства о снижении импортных пошлин на комплектующие детали с нынешних 30 % до 3 %. Сейчас в России действуют пять крупных сборочных производств – Ford, Автотор (Кiа,BMW,Hummer), Автофрамос (Renault), GM-Автоваз, Таганрогский автозавод (Hyundai). Их совокупный выпуск в 2004 году перешагнет цифру – в 100 тысяч автомобилей, что в стоимостном выражении составит сумму порядка $ 1,3 млрд . На подходе выпуск Kia на ижевском автозаводе. Приняты решения о строительствe производств в России Тойота, Volswagen, Mersedes-Benz. Россией заинтересовался даже индийский автомобильный концерн Nana motors.
Окончательный вариант проекта по снижению пошлин на комплектующие детали принимался после бурных дискуссий. В предварительном обсуждении этого документа приняли участие специалисты Минэкономразвития, Минфина, Минпромэнерго, антимонопольное и таможенные ведомства. Имея общую цель – развитие отечественного автопрома, оказалось, что все они по-разному видят, как эту цель можно достичь. Например, Герман Греф (министр экономразвития и торговли) и Алексей Кудрин (министр финансов) считают, что пора использования прямых протекционистских рычагов в виде астрономических ввозных пошлин прошла. Тем самым они как бы подтверждают, что стратегия защитных мер российского автопрома, разработанная предыдущим составом правительства, провалилась. Поэтому они за самое радикальное снижение импортных пошлин на комплектующие для автомобилей, поскольку только это позволит, на их взгляд, создать благоприятные условия для производства иномарок на месте.
Приводится пример Китая, где уже обещано, что импортные пошлины на иностранные автомобили с нынешних 40-50% через полтора года снизятся до 25%. Пекин в следующем году отменит все квоты на иномарки. За счет льгот и преференций Китай за четыре последних года получил $ 20 млрд. инвестиций в автомобильную отрасль. Россия же всего $ 2 млрд. Китайцы планируют в 2010 году уже экспортировать автомобилей ежегодно на $ 100 млрд. В России же уже давно забыли, что такое продажа автомобилей за рубеж, здесь планируют не экспорт а импорт.
Оппоненты Грефа и Кудрина из минпромэнерго настаивали лишь на незначительном снижении ввозных пошлин на комплектующие детали, и то лишь на автокомпоненты второго уровня (на какой-нибудь элемент механизма закрытия дверей). Так в их понимании можно стимулировать производство на месте основных узлов и агрегатов автомобиля – генераторов, коробок передач, амортизаторов и пр.
В сложной ситуации российские производители. С одной стороны они за уменьшение пошлин, поскольку начали вплотную работать с иностранцами в СП, с другой, на них замыкаются многочисленные местные производители автокомлектующих.
Крупнейший в России автозавод в Тольятти Автоваз, выпускающий свыше 600 тысяч дешевых автомобилей (стоимость от 5 до 8 тыс. дол.) прообразом которых был модный в шестидесятых годов Фиат-124, занял отрицательную позицию. Здесь опасаются, что снятие пошлин на комплектующие детали обнаружит неконкурентность их собственной продукции. Поэтому снятие нынешнего протекционистского зонтика в виде огромных пошлин для них смертельно. По словам пресс-секретаря Автоваза Александра Громкова, это поставит крест на российском производстве автокомпонентов. (От себя добавим, что в частности, может пострадать близкая к Автовазу самарская группа «СОК» из 10 предприятий по выпуску комплектующих деталей).
Страху на местных автопроизводителей нагнало и обещание премьера Михаила Фрадкова о предстоящем снижении максимальных таможенных пошлин на новые иностранные автомобили в связи с предстоящим вступлением России в ВТО с нынешних 35% до 20%. Таково одно из требований ЕС.
При этом ставки на поддержанные автомобили сохранятся высокими. На иномарки возраста от 2 до 7 лет пошлины рассчитываются в зависимости от мощности двигателя от E 0,85 до E 2,25 за 1 куб см. объема двигателя. За машины более «преклонного возраста» покупатель вынужден платить государству от Е 2,0 до Е 3.0 за 1 куб. см. Именно из-за космических пошлин и благодаря крепнущему автокредитованию и растущему благосостоянию населения спрос на старые машины упал на 25% за последний год (с 450 тыс до 330 тыс.). И аналитики предсказывают, что тенденция падения интереса у россиян к автомобильному «секонд хенду» продолжится и в будущем.
От резкого снижения таможенных пошлин на комплектующие детали для иностранных машин и значительной коррекции в сторону уменьшения этих пошлин на новые автомобили выиграет потребитель – на российском рынке появится большее количество собранных здесь иномарок по доступной цене. Не останется в накладе и государство. ВАЗ, возможно, от введения новых пошлин и проиграет, зато оптимизация таможенных пошлин на ввозимые компоненты и материалы для промышленной сборки за счет строительства новых предприятий возродит автомобилестроение и отрасли с ним связанные на новом качественном уровне. –0-