РОССИЯ : О социальной роли бизнеса в России

Подписаться
Общественное обсуждение в России темы социальной ответственности бизнеса началось с выступления Президента Путина, который в мае 2003 г. поставил перед страной задачу победить бедность. Несмотря на попытки власти определить круг обязанностей бизнеса в социальной сфере и многочисленные обсуждения данной темы бизнесменами, гражданами и чиновниками, в России пока нет четкого понимания сути корпоративной социальной ответственности.

Общественное обсуждение в России темы социальной ответственности бизнеса началось с выступления Президента Путина, который в мае 2003 г. поставил перед страной задачу победить бедность. Несмотря на попытки власти определить круг обязанностей бизнеса в социальной сфере и многочисленные обсуждения данной темы бизнесменами, гражданами и чиновниками, в России пока нет четкого понимания сути корпоративной социальной ответственности.

По некоторым представлениям, социальная роль бизнеса должна ограничиваться правильной уплатой налогов и созданием рабочих мест, по другим - развитием социальной сферы региона, в котором находится компания, уже после уплаты всех налогов. Долгое время превалировала точка зрения, при которой компании выступают объектом разнообразных запросов местных властей. Под социальной ответственностью бизнеса многие понимают и благотворительность. В апреле 2004 г. министр финансов Алексей Кудрин сформулировал представления государства о корпоративной социальной ответственности. Это, во-первых, полная уплата налогов (не через оффшоры), после выплаты всех налогов - меценатство и, наконец, поддержка бизнесом тех политических сил, которые заботятся о развитии страны, т.е., фактически, политическая лояльность.

18 ноября на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) эта тема получила продолжение. Выступая на съезде, Президент Путин подчеркнул важность социальной ответственности российского бизнеса и подтвердил приоритетность вопроса о выплате налогов. Также он отметил, что государство ждет от предпринимателей более высокой инвестиционной активности в социальных проектах, в науке, образовании и в развитии так называемого «человеческого фактора».

Кроме того, перспективным направлением Президент назвал участие бизнеса в реализации крупных инфраструктурных проектов  государства в сфере транспорта, энергообеспечения, укрепления приграничной инфраструктуры. Последний тезис фактически означает развитие государственно-частного партнерства, для которого в ближайшее время предполагается создать необходимую законодательную базу, и проекты которого всегда являются социально значимыми.

В отличие от ситуации середины 1990-х гг., когда государство было слабым, и бизнес во многом доминировал, сейчас государство восстановилось и стало ведущим политическим игроком в России. И это находит свое отражение в частичном перераспределении социальной ответственности от государства к бизнесу.

В принципе российским компаниям, особенно выходящим на западный рынок, выгодно быть социально ответственными. Однако предприниматели жалуются на отсутствие государственных институтов, необходимых для развития их социальной ответственности. Исполнительный директор Ассоциации Менеджеров Сергей Литовченко говорит: «Чтобы бы мы ни начинали делать в области корпоративной социальной ответственности, мы очень быстро упираемся в неэффективность государственной машины и гражданских структур. Следовательно, пока мы, так или иначе, не решим эти проблемы, мы не сдвинемся с точки теоретических дискуссий».

Надо отметить, что некоторые предприниматели рассматривают приглашение государства к участию в больших экономических проектах как ситуацию, где государство будет определять задачи, а предприниматели инвестировать в соответствии с полученными указаниями. И далеко не все согласны с предложением отказаться от свободы инвестирования. Президент Национального инвестиционного совета Александр Лебедев считает, что власть проводит жесткую линию в отношении частного бизнеса, одновременно призывая его повышать социальную ответственность и участвовать в совместных с государством проектах, заведомо убыточных или утопичных по причине их политизированности.

В то же время, в целом сегодня эксперты оценивают социальную ответственность бизнеса как крайне низкую. За годы реформ бизнес несколько забыл о своей социальной роли. В конце концов, степень цивилизованности рыночных отношений в государстве определяется и тем, насколько бизнес готов нести социальную ответственность. Никто не спорит, что важная социальная роль бизнеса - платить налоги и создавать рабочие места. Но бизнес, игнорирующий требования общества, неустойчив и уязвим. Не случайно, например, индекс групповой устойчивости компаний Доу-Джонса включает в себя и показатель степени социальной вовлеченности компаний.

Поэтому сейчас государство пытается напомнить бизнесу о его социальной роли, а предприниматели что-то готовы принять, а что-то нет.

На съезде РСПП была принята «Социальная хартия российского бизнеса», в которой предприниматели прописали свое видение их социальной миссии. Оно заключается в достижении устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды и соблюдению прав человека. Глава РСПП Аркадий  Вольский  считает, что наиболее актуальными вопросами в области корпоративной социальной ответственности являются увеличение количества рабочих мест, рост зарплаты и развитие системы профтехобразования.

При этом наблюдается расхождение между предлагаемым бизнесом социальным портфелем и потребностями и представлениями населения о том, что бизнес должен делать в социальной сфере. По данным социологических опросов, проведенных ВЦИОМом в этом году, 61% российских граждан считает, что бизнес, прежде всего, обязан повышать свою социальную ответственность, и только потом (37%) - экономическую эффективность. Россияне ждут от предпринимателей создания рабочих мест (55, 8%), что в принципе совпадает с представлениями последних о социальной ответственности. Но помимо этого, российские граждане считают, что бизнес, а не государство должен развивать материальную базу здравоохранения (56,6%), решать социальные проблемы регионов, в частности заниматься денежной помощью представителям наиболее уязвимых слоев населения (41, 6%).

Таким образом, единое понимание модели партнерства в сфере корпоративной социальной ответственности отсутствует: то, что предлагает государство, не совсем устраивает бизнес, а то, что предлагает бизнес, не полностью устраивает общество. При этом рядовые граждане в большинстве своем лишены возможности влиять на формирование данной концепции.

По мнению главы фонда «Центр политических технологий» Игоря Бунина, необходимые условия возникновения ответственности бизнеса - это модернизация государственных институтов и создание гражданских институтов, контролирующих механизм взаимодействия крупного бизнеса и государства.-0-

Лента новостей
0