РОССИЯ : Россия объявила "минное перемирие"

Подписаться
Государственная Дума России наконец-то ратифицировала новую редакцию Протокола Женевской конвенции о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других аналогичных устройств. Конвенция была подписана еще в 1980 году.

Государственная Дума России наконец-то ратифицировала новую редакцию Протокола Женевской конвенции о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других аналогичных устройств. Конвенция была подписана еще в 1980 году.

Она называется «О запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие». А новый протокол к ней, названный Оттавским, принят в мае 1996 года. К нему тогда присоединилась и Россия.

Правда,  уже в октябре этого же года Москва сделала специальное заявление, где целиком и полностью поддержала идеи Конвенции и нового Протокола, но отказалась незамедлительно присоединиться к ним. В первую очередь, «по экономическим соображениям».

Финансовые расходы на уничтожение минного арсенала и темпы ликвидации этого оружия, предусмотренные Протоколом, превышали реальные возможности государства. В то же время из Конвенции вышли, кстати, и США, которые так же сослались на свои экономические и военные проблемы – последствия запрета противопехотных мин оценивались специалистами Пентагона в 30 млрд. долларов. На такие затраты не мог пойти и Вашингтон.

Тем не менее, Россия не выходила из состава стран, подписавших Конвенцию. Она полностью разделяла и разделяет озабоченность мировой общественности в связи с применением этого вероломного оружия. По данным ООН, сегодня на территории 64 стран мира установлено более 110 млн. действующих мин. Такое же количество хранится на армейских арсеналах. Свыше 25 государств не могут воспользоваться своим национальным богатством из-за того, что их земля буквально нашпигована минами. Среди них  –  Ангола, Эфиопия, Эритрея, Мозамбик, северные районы Сомали, Судан, Афганистан, Камбоджа.

Еженедельно от подрывов на противопехотных минах получают увечья до 800 человек. В основном гражданское население – старики, женщины, дети. С 1975 года от мин пострадало уже больше миллиона жителей планеты. По подсчетам военных экспертов, для того, чтобы очистить нашу планету от этого смертельного оружия потребуется 33 млрд. долларов и 1100 лет, да и то при условии, если больше не будет установлена ни одна новая мина.

Но, как утверждают те же эксперты, нет никакой уверенности, что этот процесс можно остановить. На одну обезвреженную мину, по данным Международного Комитета Красного Креста,  приходится двадцать вновь установленных. К примеру, в прошлом году было ликвидировано 200 тысяч мин, а установлено два миллиона. Низкие темпы разминирования объясняются нехваткой финансовых средств – стоимость обнаружения и уничтожения одной мины оценивается в 300 -1000 долларов США, а изготовление и установка в 3-10 долларов. Мины считаются у военных самым дешевым и в тоже время самым эффективным оружием, позволяющим минимальными силами успешно решать задачи по поражению живой силы, блокированию и сковыванию подразделений противника, по защите важнейших экономических и оборонных объектов, а так же государственных границ. К тому же, минно-взрывные устройства стали одним из основных арсеналов в действиях террористов. Так было, как помнят все, и при захвате школы номер один в североосетинском городе Беслане.

Мины, кроме всего прочего, являются еще и мощнейшим психологическим оружием – на территорию, где установлены противопехотные мины, никто не решится зайти   без специальной техники. Да и с ней тоже будет сильно скован в своих действиях. Вот почему Россия, которая в 1996 году вела активную контртеррористическую борьбу на Северном Кавказе и не имела технически хорошо оборудованных границ, особенно в горах, так и не смогла полностью присоединиться к новому Протоколу к Женевской Конвенции. Заменить мины ей было нечем.

Что изменилось на сегодняшний день? Несмотря на отказ от полномасштабного выполнения всех требований нового Протокола, Россия, тем не менее, вела и ведет работы по ликвидации своих запасов устаревших противопехотных мин. Не такими жесткими темпами, как это было зафиксировано в Протоколе – четыре года, но в той мере, как позволяли ей это сделать финансовые и технические возможности. Это примерно сто тысяч мин ежегодно – половину того, что разминируется во всем мире в ходе международных операций.

На заседании Государственной Думы, посвященной ратификации нового Протокола, министр обороны Сергей Иванов доложил депутатам, что утилизацию противопехотных мин Москва начала еще в 1998 году, затратила на эту работу более 3, 07 миллиарда рублей (100 млн. долларов) и  закончит ликвидацию таких мин в 2005 году. В тоже время российские генералы не откажутся от использования минно-взрывных устройств. На их разработку и переход к новым конструкциям мин, не попадающих под действие Конвенции, потребуется еще 3,3 млрд. рублей (чуть больше 100 млн. долларов) и десять лет.

Кроме того, Россия меняет свои минно-взрывные устройства (с устаревших на более современные) в районах защитных полос атомных электростанций, размещения арсеналов с химическим оружием, командных пунктов и шахтных пусковых установок стратегических ракет, устанавливает там предупредительные надписи, которые должны дать понять потенциальным нарушителям закрытых и опасных территорий об ответственности за собственную жизнь. Кроме того, там устанавливаются сигнальные и шумовые мины и ракеты, что должны отпугнуть диких и домашних животных, появившихся в охраняемых зонах. Там же размещаются и другие инженерные заграждения, способствующие снижению опасности для увечья случайных людей, но в тоже время призванные защитить военные объекты от проникновения на них террористов и других злоумышленников.

Не отказывается Россия и от применения морских мин, которые необходимы ей для защиты своего необорудованного и отдаленного от населенных пунктов побережья, а так же важнейших военно-морских баз от высадки диверсантов и террористов, от несанкционированного проникновения на российскую территорию чужих войск и плавсредств. Об этом заявил на заседании Государственной Думы глава российского военного ведомства. Мины эти, как утверждают военные эксперты, снабжены специальным устройством, позволяющим беспрепятственно пропускать свои корабли и должным образом реагировать на чужие, сигнализировать о подобных попытках в соответствующие боевые службы. И даже «принимать соответствующие меры», если это вторжение будет признано «незаконным и агрессивным».

Вместе с тем, Россия предлагает мировому сообществу реальные возможности по избавлению планеты от противопехотных мин и мин-ловушек. Она уже участвует в международных операциях по разминированию «загаженных» минами территорий.

В том же Косово, в Боснии и Герцеговине, в Камбодже и других странах, где трудятся российские саперы. Россия готова также обучать специалистов по разминированию, предоставлять им соответствующее оборудование. С 1994 года Москва объявила мораторий на экспорт и импорт минно-взрывных устройств  и готова вообще навсегда прекратить поставки такого оружия за рубеж, если ее поддержат все производители мин. В том числе США, Италия, Германия, Китай, страны Южной Америки.

В России считают, что избавиться от широкомасштабной минной угрозы, от другого «негуманного оружия», в том числе и от противопехотных мин и мин-ловушек, можно только путем консолидации усилий всего мирового сообщества, а так же принятия законодательных мер на уровне ООН по запрещению производства, распространения и применения этого оружия. Без таких мер односторонние действия реального эффекта иметь не будут. –0-

Лента новостей
0