РОССИЯ : Гражданские самолеты "Сухого" догоняют его истребители

Подписаться
Из Джакарты, с международной выставки вооружений Indo Defense-2004 пришла интересная информация.

Из Джакарты, с международной выставки вооружений Indo Defense-2004 пришла интересная информация.

Как заявил журналистам один из руководителей оборонного ведомства Индонезии генерал Судраджат Хаким, до конца этого года его страна закупит у России восемь истребителей Су-30МК. Этот контракт будет стоить 250 млн. долларов. АХК «Сухой», который, кроме Индонезии, продает свои боевые самолеты еще и в Китай, Индию, Вьетнам и Малайзию, становится таким образом самым крупным поставщиком военной авиации в страны Юго-Восточной Азии.

А перед началом работы Indo Defense-2004 на авиастроительной фирме прошла презентация нового, пятого этапа реализации программы Гражданских самолетов «Сухого», больше известного за рубежами России, как Russian Regional Jet (RRJ). Как заявил обозревателю РИА «Новости» генеральный директор АХК «Сухой» Михаил Погосян, постановлением технического совета компании, в состав которого, кроме них, вошли представители Boeing и Snecma, принято решение о полномасштабном запуске программы  RRJ в производство.

Это означает, что все проектные работы, связанные с подготовкой эскизного проекта, завершением объемной компоновкой машины, с выбором поставщиков материалов и оборудования, с получением твердых заказов на поставку первых 50 самолетов и началом их сертификации по российским и европейским нормам, завершены. Утвержден так же план создания послепродажной поддержки авиалайнеров, обучения персонала и полного сервисного инжиниринга. Самолет готов к рабочему проектированию. Его сборка начинается на двух серийных заводах «Сухого» - в Комсомольске-на-Амуре и в Новосибирске.

Первые закладные конструкции должны появиться на стапелях предприятий в I квартале 2005 года, а в III квартале 2006 года самолет должен совершить уже первый испытательный полет, сказал Михаил Погосян.

«Решение технического совета, - заявил генеральный директор АХК «Сухой», - является определяющим для нашей программы. Потому что именно сейчас мы начинаем производство самолетов, предназначенных для испытаний. Я уверен, что у этой программы есть весь необходимый потенциал, чтобы стать прорывом в российской аэрокосмической отрасли, так как впервые производитель предлагает продукт, полностью отвечающий требованиям мирового рынка и обладает высоким экспортным потенциалом. Это создает для России уникальную возможность занять твердые позиции на мировом рынке гражданской авиационной техники».

95-местный самолет семейства  RRJ, который закладывается сейчас на заводах в Комсомольске-на-Амуре и в Новосибирске, действительно по-своему уникален. И дело тут не только в высокой экономичности его двигателей и другого бортового оборудования, а так же в дальности полета – 3050-4485 километров, которые он сможет пролететь без дополнительной заправки топливом. Не только в максимальном комфорте для пассажиров, который уже был продемонстрирован на полномасштабном макете пассажирской кабины, что показана летом нынешнего года на международной авиационной выставке в Фарнборо, под Лондоном. Лайнер вобрал в себя все лучшее, что есть сегодня в мировой авиации.

Его авионику обеспечивает фирма THALES, двигатель и мотогондолу делают Snecma и НПО «Сатурн», системы дистанционного управления - LIEBHERR и российское НПО «Восход», системы кондиционирования тоже LIEBHERR, а шасси - MESSIER DOWTY, топливную систему – INTERTECHNIQUE, электрику - HAMILTON SUNDSTREND, интерьер кабины - B\E AEROSPASE, вспомогательные силовые установки HONEYWELL и российский «Салют», кресла экипажа – IPECO…

Такой «набор» комплектующих далеко не случаен. Руководители АХК «Сухого» специально искали себе в поддержку и в деловые партнеры такие знаменитые в своих отраслях авиационной техники фирмы, которые помогли бы их программе гражданских самолетов прорваться на мировой рынок. Ведь в классе регионально-магистральных  лайнеров, к которому относится семейство RRJ, у «Сухого» достаточно много конкурентов. Здесь и отечественный Ту-334, и русско-украинский Ан-148, и бразильский Embraer, и канадский Bombardier, и даже китайский ERJ…

Не все из этих самолетов уже летают, не все прошли необходимые сертификационные испытания, не все имеют государственную поддержку, которую, кстати, получил проект семейства гражданских самолетов «Сухого», но все же – конкуренция есть конкуренция. И победить соперника можно только за счет более высоких летно-эксплуатационных качеств машины, ее экономичности и комфорта для пассажиров, но так же и при помощи и поддержки крупнейших производителей и потребителей авиационной техники, ее эксплуатантов.

Поэтому, считали и считают в АХК, нужно добиться их коммерческой заинтересованности в успехе именно твоего самолета. Такой заинтересованности «Сухие» добились.
Правда, в планах выхода RRJ на мировой авиационный рынок в последнее время появилась очень интересная интрига. Бразильское правительство предлагает России, которая участвует со своим многофункциональным истребителем Су-35 в бразильском тендере на поставку вооруженным силам этой страны новой боевой машины, «разменять» «Сухие» на покупку отечественным «Аэрофлотом» пассажирских самолетов фирмы Embraer. Что, конечно, очень невыгодно АХК «Сухой», которая не против того, чтобы в производстве ее истребителей участвовали и заводы Embraer, но хочет, чтобы рассчитывались за них бразильцы не пассажирскими лайнерами, а пусть даже мясом и кофе.

Программа российского регионального самолета оценивается в 600 млн. долларов, а перспективный объем их продаж более чем в  10 млрд. долларов. Потребность международного рынка в таких небольших, сравнительно недорогих и предельно удобных в эксплуатации пассажирских лайнерах оценивается экспертами на ближайшие двадцать лет почти в пять с половиной тысяч единиц. Только в ближайшие годы, а с 2007-го, когда RRJ должен пойти в серию, потребуется 300 машин для стран СНГ и более 400-т – для государств Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии.

«Сухой» надеется зарабатывать на поставках этих машин на экспорт практически столько же, сколько зарабатывает на своих боевых самолетах. А это более 1,5 млрд. долларов ежегодно. Он уже вложил в разработку RRJ, как говорит Михаил Погосян, 70 млн. долларов. И собирается в ближайшее время не только компенсировать свои затраты, но и начать получать прибыль.

Подписан контракт на поставку 50 самолетов авиакомпании «Сибирь», подготовлены коммерческие предложения авиакомпаниям «UTAir» и «Пулковские авиалинии», есть, утверждают в  АХК, устные договоренности на покупку RRJ и с AIRFRANCE, IBERIA, с другими европейскими фирмами. Не скрывают в  руководстве АХК «Сухой» и идею предложить участие в проекте RRJ индийской авиакомпании HAL, которая сейчас собирает многофункциональные истребители Су-30МКИ по лицензии «Сухого». Это, считают на фирме, расширит коммерческое пространство для поставок их гражданских самолетов и поможет преодолеть сложности конкуренции на мировом авиационном рынке.

Примут индийцы это предложение или нет, пока точно не известно. Есть информация, что HAL заинтересована в такой работе. Но поддержит ли ее индийское правительство – пока вопрос. Но, как стало известно РИА «Новости» во время ближайшего визита президента России Владимира Путина в Дели такое предложение индийскому руководству все-таки будет сделано.

Нельзя исключить, что в ближайшие года производство гражданских самолетов «Сухого» достигнет такого же коммерческого и потребительского успеха, как и истребители этой прославленной российской фирмы. –0-  

Лента новостей
0