Менее удачного времени для проведения 14-го по счету саммита Россия-ЕС трудно было придумать. Еврокомиссия нового состава во главе с Хозе Мануэлем Баррозу только что перевела дух после нелегкого утверждения Европарламентом.
Во многом из-за этой затяжки саммит в Гааге, первоначально назначенный на11ноября, был перенесен на минувший четверг.
Но главное яблоко раздора между Москвой и Брюсселем называлось Украиной. К моменту, когда Ян Петер Балкененде, премьер Нидерландов, страны-председателя ЕС, пожал руку российскому президенту Владимиру Путину у парадного входа в гаагский дворец Бененхоф, массовые протесты на Украине продолжались уже четвертый день.
Путин только что поздравил Виктора Януковича с победой, официально объявленной Центральной избирательной комиссией. Одновременно Евросоюз в суровом заявлении отказался поверить, что эти результаты отражают волю украинского народа, и командировал на Украину специального посланника для встреч с политическими лидерами.
После всего этого даже у самых бодрых оптимистов мелькала мысль, что саммит обречен на провал. Это было бы печально, потому что каждый такой диалог на высшем уровне совершенствовал и облекал в плоть принципы стратегического партнерства между Россией и единой Европой.
К счастью, срыва не произошло. Напротив, в четверг в Гааге произошло нечто чрезвычайно важное – эти принципы успешно прошли проверку кризисом на Украине. Евросоюз и Россия продолжили диалог несмотря на то, что их взгляды по этому острому политическому вопросу не совпадают. Более того, верность идее партнерства привела к мудрому компромиссу. Ян Петер Балкененде и Владимир Путин сообща призвали украинских политических лидеров найти ненасильственный путь выхода из противостояния.
Любопытно, что кризис на Украине вообще остался как бы на периферии саммита. Основной темой повестки дня стала концепция так называемых четырех общих «пространств» между Россией и Евросоюзом, которая зародилась еще на майской встрече в Санкт-Петербурге. К этим пространствам относится сфера образования, науки и культуры - наименее спорная из всех, экономические связи, и, наконец, две более проблемные корзины - вопросы внешней безопасности, а также сфера свободы, юстиции и внутренних дел.
Вопреки пророчеству скептиков в том смысле, что, мол, участники, «как всегда» поговорят и ни о чем не договорятся, диалог прошел откровенно и продуктивно. Из четырех пространств стороны дальше всего продвинулись в сферах культуры и экономического сотрудничества. Что же касается других – внешней безопасности и правового - то и по ним был найден общий язык. Россия направляет сейчас в ЕС 55 проц своего экспорта, причем ЕС выступает ненасытным потребителем российских энергетических ресурсов. Евросоюз поддерживает намерение России вступить в ВТО и готов помогать в выполнении необходимых для этого условий. Стороны заявляют также о готовности двигаться дальше в области транспорта и окружающей среды.
Саммит в Гааге принес новое подтверждение доброкачественности экономического партнерства. Ян Питер Балкененде и Владимир Путин согласились с идеей создать российско-европейскую комиссию, которая бы занималась социально-экономическим развитием Калининградской области, российского эксклава на Балтике. Процветающая и открытая Калининградская область – в наших общих интересах, признали участники саммита. Как надеется Москва, этот новый орган мог бы содействовать заключению специальной договоренности с Еврокомиссией и Литвой о стабильности режима грузового транзита в Калининград. Риск ухудшения условий транзита остается пока предметом острого беспокойства России.
В Гааге была достигнута еще одна важная договоренность – учредить институт постоянного диалога Россия – ЕС для обсуждения проблем нацменьшинств, в том числе русскоязычного населения в ряде европейских стран.
Речь идет, конечно, в первую очередь о Латвии и Эстонии. Провозгласившая свою приверженность демократическим ценностям Европа должна бы залиться краской от стыда: в ее центре существует гетто настоящего апартеида. Более 700 тысяч человек, проживающих в Латвии и Эстонии, имеют паспорта другого цвета, обрекающие их на унизительный статус неграждан. Юристы правозащитных центров обнаружили 62 различия в правах граждан и русскоязычных изгоев в Латвии и 46 – в Эстонии.
Причем, это не злая воля неких тайных сил, а сознательная дискриминационная государственная политика Риги и Таллина, ныне столиц стран-членов ЕС. Более того, уже после вступления в Европейский союз парламент Латвии в демонстративной форме отказался ратифицировать Конвенцию Совета Европы о правах национальных меньшинств.
До последнего времени Брюссель явно смотрел на эту массовую несправедливость сквозь пальцы. Еврокомиссия как бы стеснялась причинить малейшие неудобства для стран-новичков: пусть почувствуют себя в новом клубе комфортно. Но договоренность в Гааге создать постоянный диалог по проблеме национальных меньшинств, похоже, указывает на то, что в Брюсселе нарастет понимание: власти Риги и Таллина «перегнули палку».
А то получается какая-то странная магия чисел: Брюссель объявляет несуществующими те 800 тыс украинцев, которые обеспечили победу Януковичу, и не замечает бесправия еще 700 тыс неграждан в Латвии и Эстонии. Не слишком ли много европейцев недостойны внимания ЕС?
К интересным практическим итогам саммита в Гааге можно отнести также решение открыть в Москве специальное учебное заведение, где из студентов, уже имеющих высшее образование, будут готовить специалистов в области европейской экономики и права. Как пообещал Владимир Путин, выпускники Российского Европейского Колледжа «будут напрямую вовлечены в работу, как государственных учреждений, так и бизнес-структур».
Вообще российский президент, которого последнее время попрекают излишней жесткостью в обращении с Западом, похоже, остался на редкость доволен диалогом в Гааге.
«Сегодняшняя работа вселяет в меня оптимизм, - сообщил он журналистам. - Я даже не ожидал, что мы может выйти на такой конструктив с людьми, которые только-только приступили к исполнению своих обязанностей». Как пояснил Путин, задача договориться по всем вопросам на саммите не ставилась, но «значительный прогресс», по его мнению, достигнут. Российский лидер предсказал, что к следующей встрече Россия-ЕС, которая состоится в мае 2005 года в Москве, «мы может выйти на договоренности по согласованию так называемых «дорожных карт», то есть документов, определяющих содержательное наполнение четырех общих пространств. Однако формирование самих пространств, предупредил Путин, - это, конечно, длительный процесс и «Россия не рассчитывает, что он будет завершен за недели и даже месяцы».
Путин прав, в чем нетрудно убедиться на примере разногласий, остающихся, скажем, в пространстве внешней безопасности. В первую очередь они касаются урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве. В мае в ЕС влились 10 новых членов, в большинстве своем оказавшиеся странами бывшего коммунистического лагеря. Исторические обиды подталкивают новичков на то, чтобы склонить ветеранов Старой Европы к вмешательству в дела пограничных государств вроде Грузии, Украины, Молдовы, Азербайджана. Посткоммунистические столицы хотели бы навести там «порядок» в своем, во многом русофобском понимании.
Между тем Россия полагает, что Европейскому союзу вряд ли стоит заниматься проблемами государств СНГ. В свою очередь, представители ЕС отвечают, что они лишь "протягивает руку помощи" молодым демократиям. Обе стороны призывают друг друга занять более конструктивную позицию, однако каждая понимает это по-своему.
В пространстве внутренних дел и юстиции тоже сохраняются противоречия, в частности, в вопросе о безвизовом режиме. Москва добивается от Брюсселя конкретных сроков открытия границ для российских граждан. Евросоюз пока от обещаний уклоняется и требует, чтобы Россия подписала соглашение о реадмиссии - обязательстве принимать нелегальных мигрантов, - не только россиян, но и выходцев из третьих стран, попавших в Европу через российскую государственную границу.
Как показал саммит в Гааге, эти противоречия не относятся к категории непреодолимых. Стратегическое партнерство ЕС с Россией способно выдержать самые серьезные испытания на прочность. –0-