РОССИЯ : Америка была и остается основным космическим партнером России

Подписаться
Накануне католического Рождества мыс Канаверал по личному приглашению директора НАСА Шона О’Кифа посетит его российский визави Анатолий Перминов.

Накануне католического Рождества мыс Канаверал по личному приглашению директора НАСА Шона О’Кифа посетит его российский визави Анатолий Перминов.

Как заявил в беседе с обозревателем «РИА Новости» руководитель Роскосмоса, «американцы хотят, чтобы я лично убедился, что делается все возможное для скорейшего возобновления полетов шаттла». И что Америка - основной космический партнер России – по крайней мере если говорить о пилотируемых полетах, а именно, о программе Международной космической станции (МКС).

Все подходящее к концу  второе полугодие Америка и Россия вели интенсивные консультации с целью разрешить проблемы работы орбитального комплекса, резко заторможенной из-за катастрофы шаттла "Колумбия" в феврале прошлого года.

В искренности американцев сомневаться не приходится, тем более что, по словам Перминова «участники предыдущих встреч в Амстердаме и Ванкувере спали буквально по два часа в сутки, пытаясь доработать программу МКС». Иными словами, обе ведущие космические державы в полной мере осознают ответственность за судьбу уникального международного начинания.
В проекте МКС принимают участие 16 стран: Россия, США, страны Европейского космического агентства (ЕКА), Япония, Канада и Бразилия. Сборка станции на орбите началась 20 ноября 1998 г.

Сегодня 183-тонная МКС состоит из российского функционально-грузового блока «Заря», служебного модуля "Звезда", стыковочного отсека «Пирс» и американского сегмента – соединительного модуля «Юнити», лабораторного – «Дестини» и шлюзовой камеры «Квест». За четыре года работы комплекса на его борту побывало 107 землян.

После катастрофы американского корабля вся тяжесть по ротации экипажей и доставки грузов на орбиту легла на плечи России.

Вполне естественно, что недостаточно профинансированная отрасль не смогла в одиночку одновременно и поддерживать эксплуатацию станции в единственно возможном для нее   пилотируемом режиме, и обеспечивать высокий уровень орбитальных исследований. В результате многие программы были заморожены, а экипаж сокращен до абсолютного минимума – двух человек.

Не секрет, что в целом программа МКС планировалась с учетом полноценного использования американской многоразовой транспортной системы «Спейс Шаттл». Это касается выполнения как рутинных задач, так и работ по дальнейшему строительству комплекса, который предположительно примет окончательный вид в 2011 г., т.е. к моменту вывода из эксплуатации самих «челноков». В этой связи трудно обижаться на руководителей отечественной космонавтики, которые педантично поднимали вопрос о возобновлении полетов американских кораблей.

Но кроме острейшей транспортной проблемы существуют - точнее, теперь уже существовали - разногласия экономического плана.

В свое время американцы помогли с выводом на орбиту российского  сегмента станции. Таким образом, сформировалась задолженность в $ 60 млн., выраженная в человеко-часах рабочего времени на орбите.  С другой стороны, в следующем году заканчиваются контрактные обязательства России по доставке на борт станции американских астронавтов на кораблях «Союз».  
Бессонные ночи в Амстердаме и Ванкувере воплотились в соломоново решение в виде бартерной схемы, которая призвана урегулировать экономические притязания сторон. В следующем году работа будет строиться на основе этого бартера: США списывают России  долги по человеко-часам, а последняя – еще год доставляет астронавтов на своих кораблях бесплатно.

А с 2006 г. будет задействована другая схема, которая позволит России претворять в жизнь утвержденную Роскосмосом программу доразвертывания отечественного сегмента комплекса.
По словам заместителя руководителя Федерального космического агентства Николая Моисеева, «российский сегмент будет достроен в 2011 г. В 2007 г. российская ракета-носитель «Протон» выведет на орбиту многоцелевой лабораторный модуль ФГБ-2, в 2009 г. американский шаттл доставит на МКС научно-энергетическую платформу, а в 2011 г. на «Протоне» запустят еще один научный модуль».

Таким образом,  Россия и США продемонстрировали на деле стремление продолжать и развивать программу МКС. Анатолий Перминов, руководитель российской космической программы, оценил поведение своего коллеги, решившего пожертвовать ради партнера приятной предрождественской суетой.  

«Американцы уже проделали колоссальную работу по анализу причин катастрофы, выработке соответствующих решений и модернизации самих шаттлов. Им просто не хватает времени, а иногда и средств. В данном случае рисковать просто недопустимо. Представляете, что произойдет в случае неудачи? Тогда американская часть программы МКС просто летит в тартарары! Я прекрасно понимаю Шона и благодарен за его стремление сделать все для успешного возобновления полетов».
Конечно, в любом случае исключать новые неудачи нельзя. Однако и в случае новых сбоев в программе «Спейс Шаттл» Перминов оптимистичен в оценках перспектив МКС. По его мнению, к программе в любом случае следует привлечь больше участников «с конкретными проектами, тем более что желающих очень много». Большие перспективы в этой связи у разработок ЕКА и, в частности у совместной российско-европейской программы «Клипер».

Надо заметить, что технически этот "европейский" проект – уникальное российское достижение. Многоразовый космический корабль нового поколения, создающейся по этой программе – значительный шаг вперед по сравнению с сегодняшним 3-местным кораблем «Союз». «Клипер» представляет собой челнок, который может брать на борт до 7 человек и доставлять на орбиту груз массой до 7 т. По мнению Перминова, полеты корабля при финансовой поддержке ЕКА могут начаться после 2012 г.

Но сегодня декабрь 2004-го. И лететь к МКС предстоит неизменным «Союзам» и, будем надеяться, «Спейс Шаттлам». –0-

 

Лента новостей
0